Вопрос не праздный. Но специалисты по рекламе знают, что не всякая реклама продает (даже если нравиться зрителям), и также не каждое публичное выступление достигает цели, даже если оно одобряется слушателями, даже если они Вам хлопают, Вас хвалят и т.д.
Что может быть критерием успешности публичного выступления. Иногда все просто. Например, вы приглашали Ваших слушателей вступить в партию, в группу, в клуб, проголосовать на выборах, приобрести что-либо… Следовательно, критерием является не то как слушали, хлопали, смеялись, а то как «вступили», «купили», «проголосовали» и т.д.
Но как быть, если Ваше выступление не позволяет четко сформулировать критерий успешности. Например, Вы просто считаете необходимым поделиться с людьми какой-то важной информацией, например, о здоровом образе жизни, о воспитании детей и т.д.
Вопрос интересный и совсем не праздный.
Ответ на него я начну с одной истории. 22 июня 1941 года началось Великая Отечественная Война - тяжелейшее испытание для всего нашего народа. Все кто мог были мобилизованы на борьбу с врагом. Советские писатели одевают шинели и становятся военными корреспондентами. Мариэтта Шагинян уже известный к тому времени писатель и уже не очень молодая женщина (53 года) становиться агитатором. В то время это тоже был очень важный участок «фронта». Потому, что телевидения и интернета не было, радио далеко не в каждом доме, а людей надо было информировать, о том, что происходит на фронте и в тылу. А учитывая, что первая половина войны складывалась мягко говоря не очень удачно, было еще и важно подбодрить людей, вдохновить, а кому-то и вернуть надежду на то, что победа обязательно придет. И вот она начинает выступать в университетах, клубах, на заводах…
И тут же перед ней встает вопрос: как понять насколько мои выступления достигают цели? Насколько я убедительна?
И Мариэтта начинает искать ответ на этот вопрос. В своей книге («Четыре урока у Ленина») она описывает как сидя в бомбоубежище при свете тусклой лампочки и звуки сирен (а может и взрывов) перечитывает литературу (в основном конечно посвященную деятелям международного революционного движения). Это воспоминания шотландских, японских немецких и т.д. революционеров о Ленине, о встречах, выступлениях на собраниях и т.д.
И вот наконец она находит решение. Вот цитата из её книги «Четыре урока у Ленина».
Все просто (как кажется). Обсуждают форму - провал, говорят о содержании значит Вы попали в точку! Не знаю, стоит так строго подходить к себе особенно начинающему оратору, но мысль это очень глубокая и верная!
Ну в конце добавлю только одно. Это произведение я проходил обучаясь еще в советской школе. Понятно в то время произведения о Ленине обязательно входили в школьную программу. Сейчас этого нет. Я не вижу в этом большой беды, скорее наоборот. Но вот этот урок, я услышал и запомнил еще тогда в далеком 197.. году.