В театре часто приходится сталкиваться с этими двумя понятиями, вроде схожими по смыслу. Но все не так просто, давайте попробуем разобраться.
Итак, символ. Символ - условный сигнал, выражающий что-то конкретное. То есть, это как бы шифр, который раскрывается, декодируется в определенное понятие, которое было изначально заложено в нем при кодировке. А если он вдруг прочитался как что-то иное, то, значит, его декодировали неправильно.
Буква, нота - символ звука. Определенного звука. А никогда не будет расшифровываться как Б или как Д. Только как А.
С нотами вообще интересно - эти символы открываются ключами. То есть, в зависимости от определенного ключа, значение символа меняется. А еще от его местоположения.
Еще приведу в пример такой знакомый всем символ, как герб. Там мы наблюдаем ту же ситуацию - сложносочиненный символ, включающий в себя отдельно трактуемые элементы.
Итак, символ - это код, шифр. Задача зрителя - побыть немного шпионом и догадаться о том истинном значении, которое было заложено автором символа.
Теперь давайте поговорим об образе. Образ тоже передает не самое себя, а какой-то иной смысл. Точнее - какие-то иные смыслы.
Знаете, есть такой вид китайского чая? Он изначально - маленький шарик. Но если его опустить в прозрачный сосуд и залить кипятком, то он распустится прекрасным цветком. И никогда не знаешь, каким будет цветок - все зависит от самого шарика, формы чайника, направления струи кипятка. Более того, еще и от точки, из которой мы на этот чайный цветок смотрим.
Вот этот чай - образ понятия "образ". Образ не должен трактоваться с одним-единственным определенным результатом. Да, он квинтессенция чего-то, более компактное агрегатное состояние. Но, только попадая внутрь человека, образ начинает раскрываться, расшифровываться. И то, каким он раскроется, зависит от принимающей стороны: от его внутреннего наполнения, от жизненного опыта, половозрастных характеристик, текущего настроения и физического состояния и так далее и тому подобное.
Спектакль может быть образом весь целиком. А могут - только его отдельные моменты. Образом может быть один-единственный на весь спектакль актерский жест, увидев который, зритель вдруг что-то про себя понимает. Причем, каждый - свое.
В этом суть образа - в каждом он открывается индивидуально, иногда даже меняя смысл.
Я многократно проводила тест среди людей, не сильно знакомых с творчеством группы "Аквариум" - включала им песню "Северный цвет", а потом спрашивала - про что эта песня? После первого прослушивания те, кто не пожимал плечами в недоумении, отвечали, что песня точно про любовь. Однако при многократном прослушивании и/или разборе песни построчно, они приходили к выводу, что песня все-таки про смерть, про сам момент перехода.
Получается, что песня-образ меняет свое лицо при приближении к нему, полностью меняет свой смысл.
И символы и образы постоянно используются в театральном искусстве. Но, мне кажется, что образы все же интереснее. А вам?