Найти в Дзене
ЦДУ ТЭК

Ориентиры климатической ответственности

Оглавление

21 сентября 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ № 1228 о принятии Парижского соглашения по климату, к которому наша страна формально присоединилась еще в 2016 году. Подписание документа, по мнению экспертного сообщества, стало прорывным событием, которое влияет на политику государства в сфере климата и парниковых выбросов (попутный нефтяной газ, углеводородный газ). Ратифицировав Парижское соглашение, Россия не только взяла на себя ряд обязательств, но и сможет активизировать деятельность в рамках ключевых международных мероприятий, усиливая свою позицию как климатически ответственная страна.

Однако решение руководства РФ неоднозначно было воспринято экспертами и представителями отечественного ТЭК (нефтяная отрасль России, доля экспорта нефти, каменный уголь, нефть газ, угольная промышленность). В чем могут заключаться потенциальные риски для российских нефтегазовых компаний, и наоборот — реально ли российской экономике рассчитывать на позитивные изменения в связи с принятием положений по климату? Эти вопросы обсуждались на «круглом столе», организованном комитетом Государственной Думы по энергетике через несколько дней после подписания главой правительства РФ соответствующего постановления.

Опыт Киотского протокола

Предтечей Парижскому соглашению по климату был принятый в декабре 1997 года Киотский протокол. Этот документ, который позиционировался как составная часть к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, утверждался с целью сокращения и стабилизации выбросов парниковых газов. Как утверждает ряд аналитиков, положительного эффекта от его реализации не произошло, поскольку часть стран не стали брать на себя обязательства, выполнение которых оговаривалось протоколом, другие откровенно саботировали их реализацию. Экономические приоритеты возобладали над экологическими проблемами.

Канада отказалась от реализации экологических мероприятий и объявила о выходе из протокола еще до окончания первого периода его действия. США сразу же уклонились от ратификации документа, а многие развивающиеся государства попросту не стали себя обременять сокращением выбросов СО2. Что примечательно, никаких санкций — ни экономических, ни политических — в отношении нарушителей Киотского протокола не последовало.

В этом плане Россия повела себя достаточно ответственно. Наша страна, одна из немногих, кто не только выполнила, но и значительно перевыполнила принятые на себя обязательства. Как прозвучало в ходе «круглого стола», в период с 1990 года по 2017 год выбросы парниковых газов в РФ сократились на 49%. Для сравнения, страны Евросоюза за это время уменьшили эмиссию СО2 только на 24,5%. Некоторые эксперты связывают снижение выбросов в России экономическим кризисом 1990‑х годов, когда многие отечественные предприятия были вынуждены приостанавливать и сокращать производство. Но это не совсем так, здесь нужно учесть и усилия инвесторов по модернизации энергетического сектора, и реализацию мероприятий по энергосбережению в различных отраслях — в металлургической промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

К сожалению, за эти достижения существенных выгод нашей страной от международного сообщества не было получено. Как отметил в своем выступлении на «круглом столе» глава думского комитета по экономике Павел Завальный, «сегодня 44% выбросов парниковых газов в мире производят четыре страны — Китай, США, Индия и Бразилия. На долю России, идущей в этом списке пятой, приходится всего 3% эмиссии».

Национально определяемый вклад

Вместо Киотского протокола было подготовлено новое соглашение, регулирующее меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 года. 12 декабря 2015 года на 21‑й конференции Рамочной конвенции об изменении климата ООН (РКИК ООН), которая проходила в Париже, содержание документа утвердили консенсусом. Представители 197 стран приняли решение сокращать выбросы в атмосферу, чтобы сдерживать повышение температуры воздуха на планете до конца ХХI века в пределах 2 °С от уровня доиндустриальной эпохи. С 22 апреля 2016 года началось подписание Парижского соглашения, а 4 ноября 2016 года оно вступило в силу.

Как считают специалисты по климату, для предотвращения роста температуры, который происходит исключительно в результате человеческой деятельности (сжигание нефти, газа и угля) и приводит к парниковому эффекту, мир должен вполовину снизить глобальные выбросы СО2 к 2050 году (по отношению к 1990 году), а к концу столетия — уменьшить до нуля.

Страны, которые уже ратифицировали Парижское соглашение, для достижения заявленных целей обязуются:

  • принять на национальном уровне и предоставлять в секретариат РКИК ООН программы по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу. Планы должны каждые пять лет пересматриваться и корректироваться в сторону усиления;
  • разработать к 2020 году национальные стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, в которых должны учитываться планы адаптации к изменению климата, а также прописаны пути перехода на «зеленые» технологии и безуглеродную экономику;
  • каждый год осуществлять платежи в размере $100 млрд в Зеленый климатический фонд для помощи слаборазвитым и наиболее уязвимым странам. После 2025 года сумма платежа может быть увеличена «с учетом потребностей и приоритетов развивающихся стран».

Отличительной чертой Парижского соглашения относительно положений Киотского протокола является то, что Соглашение не устанавливает для сторон юридически обязывающих целей по сокращению выбросов. Страны, согласившиеся на участие, разрабатывают для себя планы в формате «национально определяемых вкладов».

Ряд западных политиков называют документ, принятый в Париже, амбициозным и сбалансированным планом, который станет «историческим поворотным пунктом» на пути снижения темпов глобального потепления. Однако как и насколько мировому сообществу удастся предотвратить необратимые изменения климата? Как посчитали ученые, чтобы справиться с поставленными задачами, ежегодное снижение выбросов углекислого газа на планете должно составлять не менее 6,3% вплоть до 2100 года.

Сложным представляется вопрос финансирования мероприятий по предотвращению выбросов. Достаточно обтекаемо прописаны в соглашении вопросы, связанные с оказанием материальной помощи развивающимся странам. РКИК ООН пока ограничился «настоятельным призывом» к развитым странам увеличить уровень финансовой поддержки предотвращения эмиссии парниковых газов и адаптации к изменению климата, при этом целевой уровень определен в размере $100 млрд в год к 2020 году. В настоящее время ведется согласование увеличения платежей на 2025 год. В перспективе также планируется обеспечить развивающимся странам передачу технологий по борьбе с выбросами.

Наша страна, согласно квалификации РКИК ООН, названа как развитая, но при этом ее определили в категорию государств с «переходной экономикой». Это означает, что за РФ закреплен статус добровольного донора для наиболее слабых и климатически уязвимых стран. Не исключено, что в будущем Россию включат в список участников, которым будет рекомендовано повышать уровень финансовой поддержки по линии адаптации к изменению климата. По мнению отечественных экспертов, такая перспектива не совсем выгодна нашей стране, поскольку РФ практически не имеет возможности влиять на работу Зелёного климатического фонда и финансовых организаций, в которые поступают платежи.

Одним из тех, кто активно продвигал климатическую повестку на мировом уровне был экс-президент США Барак Обама. Именно на период его президентства пришлось подписание Соединенными Штатами Парижского соглашения. При этом американцы обязались сократить выбросы парниковых газов к 2025 году на 28%, доведя его до уровня 2005 года. Однако в настоящее время политика США кардинально поменялась. Нынешнее руководство страны во главе с президентом Дональдом Трампом категорически не приемлет основополагающие положения по климату, принятые мировым сообществом, считая, что они могут привести к закрытию многих американских производств. При этом Трамп безапелляционно заявил: «Мы не будем наказывать финансово американский народ обогащая зарубежные компании, которые загрязняют окружающую среду. Америка для нас превыше всего». Ожидается, что в ближайшее время в Вашингтоне объявят о выходе из Парижского соглашения.

Подробнее на сайте «ЦДУ ТЭК»