Найти в Дзене

Взращивание духа

Когда речь заходит о духовности, о духе, многие видят это как некое противопоставление жизни телесной. Люди часто уносятся в возвышенные чувства или прекрасные помыслы, удаляясь от тела, воспаряя над миром. Чистая безусловная вселенская любовь кажется вне-телесным опытом, ясность разума кажется вне-телесной штукой.

Игра пяти животных. Keali. Алексей Скобликов
Игра пяти животных. Keali. Алексей Скобликов

Всем знаком типаж учёного, гениального физика или математика, у которого тело — это типа подставки для головы. Движения скованы, позы неудобны. Люди духовные, монахи многих традиций как правило весьма бесцеремонно и небрежно обращаются с телом. Но точно также люди склонны разрывать контакт с телом, когда «улетают в чувства». Душа плещется в интенсивных переживаниях, мечтах, состояниях сознания, пренебрегая телом.

В даосской традиции говорят, что дух смешан с телом как чай с молоком. Более того, дух воспринимают как некую субстанцию, вещество, вырабатываемое телом. Когда дух крепко коренится в физических и ци-процессах, жизнь духа приобретает совсем другое качество, чем полёты духа, лишённого подпитки из тела.

Дух, оторванный от тела, эфемерен и истончён. Любые возмущения эфира сильно влияют на состояния духа. Он вертляв как пёрышко на ветру и состояния духа быстро меняются, поставляя человеку калейдоскоп спутанных переживаний.

Дух, укоренённый в теле, стабилен и наполнен силой. Он может влиять на узор обстоятельств и ход событий. Он неизменно поставляет устойчивый опыт жизни духа, в котором нетрудно научиться ориентироваться, которым можно уверенно управлять.

Многие начинающие медитаторы замечают, что в медитации их начинают одолевать толпы рандомных мыслей и переживаний. Медитация в этом не виновата. Медитация лишь позволяет человеку обратить внимание на тот хаос, который происходит в его вертлявом и неустойчивом сознании.

Прогресс на пути духовной практики должен приводить к удобству пилота, вполне управляющего полётом духа. Он отлично знаком с органами управления и легко читает показания приборов. Это достигается во-первых просто опытом, а во-вторых появлением устойчивости и весомости у духа. Его уже не так-то просто сдуть с тропы розовым шумом эфира.

Даосская практика изначально делает ставку на развитие именно такого духа. В текстах можно встретить рассуждения, что даосы взращивают янский дух, а практики других традиций выделяют из себя иньский дух. Иньский дух — это дух бесплотный, легковесный. И его именно выделяют, отрывая от тела. Янский дух — это дух плотный, устойчивый. И его именно взращивают как дерево, уходящее корнями глубоко вглубь материи и структур ци.

Все действия духа так или иначе сопровождаются процессами в теле. Мысли сопровождаются процессами в мозге. И если физическое состояние мозга так себе, то и думать становится трудно. Более фундаментальные действия духа сопровождаются протеканием ци по «чудесным каналам». Если течение ци по «чудесным каналам» так себе, то и фундаментальные движения духа затруднены.

Каковы эти фундаментальные движения духа?

  1. Возбуждение. Пробуждение силы, радости, неуклонности, мощи. Мужское качество. Этот процесс происходит в задне-срединном канале вдоль позвоночника: ду-май.
  2. Расслабление, благодать, нега, позволение. Женское качество. Это происходит в передне-срединном канале вдоль солнечного сплетения и дальше вниз по срединной линии спереди: жэнь-май.
  3. Восприятие прошлого, способность осмыслять пройденный путь, интегрированность прошлого, порой травматичного, опыта. Это происходит в канале инь-вэй-май.
  4. Восприятие будущего, адекватность планов и проекций, здравость предположений протекает в ян-вэй-май.
  5. Самооценка, самоуважение, что мы видим, когда смотрим внутрь — несчастных котят или сиятельных драконов. Это происходит в инь-цзяо-май.
  6. Восприятие других, добронамеренность, открытость и уважение обеспечиваются потоком в ян-цзяо-май.
  7. Ясность направления в жизни, работа навигационной системы, дающей ясное чувство правильности вектора движения по жизни происходит в дай-май.
  8. Осознание своего достойного места между небом и землёй, чувство канала света между замыслами и реальностью держится на центральном канале от макушки до промежности: чжун-май.

В игре пяти животных линии Хуато есть элементы, в которых мы физически воздействуем лёгким массажем или растяжками на все 8 каналов.

Когда мы сохраняем вертикальность и не ломаем вертикальную ось, мы укрепляем чжун-май. Наклоны вперёд растягивают ду-май, отклонения назад расправляют жэнь-май. Движения рук по поясу оживляют дай-май. Наклоны назад с поворотом головы активируют инь-вэй-май. Наклоны вперёд с поворотом головы оживляют ян-вэй-май. Позиция «волшебная обезьяна собирает фрукты» активирует инь-цзяо-май. Движения рук вокруг ушей с наклоном вперёд включают ян-цзяо-май.

За счёт этого «Игра пяти животных линии Хуато» закладывает надёжный фундамент для формирования мощного, целостного и устойчивого янского духа, который

  • точно знает, куда он направляется,
  • бодр и динамичен,
  • мягок и грациозен,
  • честно, прямо и признательно принимает своё прошлое,
  • ясно и достоверно проецирует будущее,
  • вкусно воспринимает самого себя,
  • открыто относится к другим,
  • доверяет и полагается на свою роль во вселенной.