Здравствуй, дорогой читатель!
Русь против крестоносцев. Часть 1
Покорение полабских славян рыцарями, 1160-1164 гг.
В одной из прошлых статей уже говорилось о судьбе эстов в их борьбе с крестоносной агрессией, решающим моментом в которой стала битва при Вильянди 1217 г. Сегодня же у нас пойдет речь об активности русских князей в этом же регионе, о том, что в это время предпринимали новгородцы, а так же об одном из известнейших князей и полководцев Руси - Мстиславе Мстиславиче Удатном.
В первых десятилетиях XIII в. основной фигурой, влияющей на ход событий в данном регионе с нашей стороны являлся князь Мстислав Мстиславич Удатный. Еще его отец Мстислав Романович Храбрый не упускал из виду заманчивый кусок прибалтийской земли и в 1179 г. совершил удачный поход на Чудь во главе 20-тысячного войска.
После Мстислава Храброго в Новгороде почти на 30 лет (с небольшими перерывами) устанавливается управление владимиро-суздальских ставленников, что создает почву для активного недовольства оппозиционеров из числа городской знати.
К 1209 г. "антивладимирская партия" в Новгороде оказывается достаточно сильной, чтобы взять верх. Наиболее привлекательной кандидатурой на княжение становится торопецкий князь Мстислав Мстиславич, который не имеет ни личного авторитета, ни могущественных покровителей.
Весной 1209 г. Мстислав захватывает Торжок и берет в плен несколько бояр еще действующего новгородского князя Святослава Всеволодовича, новгородцы в это время арестовывают самого Святослава и Мстислав въезжает в город.
По душу новоявленного узурпатора немедленно выступила рать Константина Всеволодовича, родного брата плененного князя, однако заложническое положение Святослава заставило Константина остановиться в Твери и не предпринимать опрометчивых действий.
Престарелый и больной Всеволод Большое Гнездо, под конец своего правления всячески стремившийся обеспечить мир для своей земли, решил не разжигать междоусобицы и признал власть Мстислава в Новгороде. Святослав был отпущен, войны не состоялось.
Став новгородским князем Мстислав продолжил строительную активность - обновил укрепления самого Новгорода, а так же окрестных городов. Перестроенная крепость Великих Лук была теперь объединена с Псковом под единым началом брата Мстислава - Владимира. Таким образом возросло как военное, так и политическое значение Пскова.
Сразу, в 1209 г., Мстислав Мстиславич совершил краткий победоносный рейд в эстонскую Виронию (Вирумаа), о чем новгородская летопись сообщает:
«Ходи Мьстиславъ на Чюдь, рекомую Торму, с новгородци, и много полониша, а скота бещисла приведе»
Спустя несколько месяцев, в начале 1210 г. он предпринимает поход в землю Уганди, где осаждает поселение - Медвежью голову, будущий город Оденпе (Отепя) и, взяв его через 8 дней, заставляет жителей креститься.
Для новгородцев вопрос крещения не был столь важным и отражения в летописях не нашел, а вот Генрих Латвийский, проповедовавший в этих же краях, написал в "Хронике Ливонии" о появившемся конкуренте.
Однако эксперимент плодов не принес - православная церковь не проявила должной деловой хватки и не прислала вовремя священников в Оденпе, из-за чего инициатива была упущена.
За проявленную безынициативность новгородский архиепископ Митрофан был снят с должности, а вместо него поставлен мних Хутынского монастыря, представитель влиятельного боярского рода Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович), в будущем прославившийся строительством новых храмов и всегда поддерживающий политику активную Мстислава.
Первое соприкосновение с Орденскими владениями и землями рижского епископа Альберта было мирным. Рига и Новгород разделили сферы влияния в Прибалтике: Талава и Атзеле в Северной Латгалии, а так же восточные эстонские земли - Уганди, Вайга и Вирония закреплялись за Новгородом, за Ригой же оставалось Нижнее Подвинье, Латгалия и Ливония. В 1210 г. был заключен брак между младшим братом епископа Альберта и дочерью псковского князя Владимира Мстиславича.
В дальнейших событиях мы увидим соглашательскую и даже пособническую политику князя Владимира по отношению к рижским крестоносцам. Он помогает рыцарям во время их похода на Сонтагану и негласно отдает им право на сбор дани в Сакале. Псковичи, считавшие себя монополистами в сборе дани с эстов начиная с XI века, явно не одобрили такую политику своего князя и в 1211 г. выгнали его. Владимир с челядью отправился в Ригу, где был с почетом принят.
В 1211 г. эсты из Сакалы вместе с союзниками из Уганды совершают карательный поход против латгалов, которые выступали ранее на стороне немцев. В ответ в январе 1212 г. немцы вместе с союзными ливами и латгалами совершают глубокий рейд через всю Уганди и выходят к Вайге, вторгаясь тем самым в земли, подконтрольные Новгороду.
Ответный поход не заставил себя долго ждать - в феврале Мстислав Удатный вторгся в Вайгу, не нашел там рыцарей и осадил замок Варболе, оказавший ему сопротивление. Склонив защитников к сдаче и выкупу, Мстислав вернулся в Новгород. После данных событий, в том же году, произошел обмен посольствами Новгорода и Риги и был восстановлен мир на прежних условиях.
Для последующих нескольких лет в политике Новгорода и Риги была характерна линия замирения. Был прощен даже опальный князь Владимир Мстиславич, который вернулся в Псков и впредь стал проводить твердую антинемецкую политику.
Мир с новгородцами развязал руки епископу Альберту в отношении полоцких соседей - они теперь явно не могли ничего противопоставить крестоносцам в одиночку, поэтому Альберт позволил полочанам лишь довольствоваться участием в христианизации Прибалтики и не давал поводов рассчитывать на какую-то часть "ливской дани".
В 1215 г. немцы вновь активизировали свою завоевательную политику. Первой целью стала самая западная земля эстов - Роталия. Одержав там победу и захватив богатую добычу, рыцари осуществили еще три набега на Уганди, дошли до Вайги, а в 1216 г. разорили и Сакалу.
Эсты готовили ответный удар, предполагалось одновременное нападение на Ригу, земли ливов и латгалов. Однако союзников для такого предприятия не нашлось: Мстислав ушел из Новгорода в поход на Галич, полоцкий князь согласился помочь, но вскоре умер, остальные русские были заняты в сильной междоусобной распре, которая в итоге выльется в знаменитую битву при Липице 1216 г.
Эсты из "новгородской зоны" испытывали недовольство по отношению к своему покровителю - Владимиру Псковскому, не зарекомендовавшему себя хорошим судьей и администратором, к тому же на них постоянно воздействовали католические миссионеры со своей подстрекательской пропагандой. В итоге в 1216 г. вспыхнуло восстание.
Князь Владимир Псковский прошел по мятежной Уганди огнем и мечом, оперативно и жестоко подавив мятеж. Разоренные эсты увидели (или же им помогли увидеть) в русских агрессоров и обратились за помощью к немцам. Так в Уганди вошел рыцарский контингент и впервые был построен замок - Оденпе.
Более того, в начале января 1217 г. крестоносцы вместе с частью союзных им теперь эстов, мотивируя данную акцию отмщением Владимиру Псковскому за Уганди, вторглись в Новгородские земли и разорили многие селения по р.Шелонь.
Таким образом, немцы сделали свой окончательный выбор в пользу войны с Русью. Зимой 1217 г. был совершен если не первый крестовый поход на Русь, то абсолютно точно - первая военная акция, направленная открыто против Новгорода. Ответ не заставил себя долго ждать, но об этом в следующих статьях.
Подписывайтесь на канал, если статья была интересной!
Несколько ссылок на другие мои публикации:
Забытый героизм советской морской пехоты - Стрельна и Петергоф, 1941
Игра церковных престолов, или как Русь едва не стала католической страной
Непобедимая дружина князя Всеволода Юрьевича