Инженер из Москвы приезжает в захудалый городишко с простейшим вопросом к местному заводу. В приёмной директора его встречает абсолютно голая секретарь, но никто не обращает внимания на наготу. В беседе выясняется, что директор завода уже несколько месяцев не замечал, что главный инженер отсутствует, потому что давно утонул. Абсурд стремительно сгущается, и вскоре становится слишком плотным, чтобы можно было сбежать.
Фильм "Город Зеро" 1988 года (режиссёр Карен Шахназаров) — мощная картина разложения и брожения в мировозрении мыслящей интеллигенции при развале Советского Союза. Великолепная иллюстрация того, как мыслит человек, с осложнениями переболевший детской болезнью поклонения всему западному и застрявший в яростном отрицании прошлого своей страны.
В ресторане приехавшему инженеру подают десерт в виде его собственной головы — подарок от шеф-повара. Отказ попробовать хотя бы кусочек повар воспринимает очень болезненно, угрожая тут же застрелиться...
Все вопросы, которые пытается решить главный герой, создают лишь лавину нового абсурда, как у Кафки. Погружаясь всё глубже, столичный инженер постепенно перестаёт отрицать бредовую идею, что и сам он — почему-то Махмуд, сын повара.
Кино, полное ярких образов — чего только стоит аллегория распила останков СССР в разбираемом на кусочки прогнившим дубе, дающим когда-то небывалую власть. Единственный, кто не старался ухватить кусок побольше — это идеологически выдержанный и болеющий за «государственность» прокурор, не жалеющий людей ради высших целей. В конце концов, человеческое обнаруживается только в нём.
Все остальные — действуют, как зомби, словно сговорившиеся верить в новую, переписанную историю человечества, ярко и дико слепленную в местном краеведческом музее.
Кино, напоминающее, что развал СССР не прошёл бесследно — нарушив понимание истории и хода событий, превратив простые и понятные вещи в жуткий коктейль из древних греков, римлян, Атиллы, Махно, Сталина, рок-н-ролла и прочих портретов вождей.
Кино вышло перед 90-ыми и было смелым артхаусом, утонувшим в мощном потоке последовавшей чернухи и жалких киноподелок. Сейчас фильм воспринимается совсем иначе — и очень актуально!
В главных ролях: Леонид Филатов, Олег Басилашвили, Владимир Меньшов, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев, Алексей Жарков, Пётр Щербаков, Юрий Шерстнев, Елена Аржаник, Татьяна Хвостикова.
Ещё наш артхаус: «Кин-дза-дза!», «Трудно быть Богом», «Мысленный волк».