Найти тему
Алексей Кольчугин

Поле Боя - Сердца Людей. Презентация альбома группы Анклав "Борец Против Своего Времени"

О презентации нового альбома группы АНКЛАВ (2012 год). Размышления коллеги по сцене

Группа Анклав
Группа Анклав

20 мая 2012 года в клубе "Шоколадная Фабрика" давно известная в протестных кругах андеграунд-рок-группа АНКЛАВ презентовала свой новый и - как гласили многочисленные анонсы в интернете - долгожданный альбом с вызывающим названием "Борец Против Своего Времени". В качестве гостей в концерте-презентации альбома приняли участие не раз светившаяся в радиоротациях группа "Солнце Лауры" и небезызвестный поэт-проект Арс-Пегас.

Что касается долгожданности альбома - то тут никакого преувеличения нет: предыдущий альбом, "Горло Бредит Бритвою", вышел в свет аж 4 с половиной года назад - в конце 2007 года. С тех пор АНКЛАВ выпустил сингл и неоднократно рапортовал о "кипящей" работе над альбомом, делая особый акцент на поиске современного звучания, адекватного тем задачам, которые ставит перед собой группа. При этом в поисках этого самого звучания ребята кочевали из студии в студию, а готовая запись в процессе сведения переходила от одного звукорежиссера к другому. И вот, на развороте обложки победоносно красуется фраза: "Отдельное творческое спасибо Михаилу "MAIDEN" Смирнову за то, что он все-таки нашел наше звучание". Была надежда ознакомиться с этим звучанием и вживую, на концерте - тем паче, что в анонсах концерта группа грозилась представить "законченную выверенную программу, наполненную звуко-свето-визуальным музыкальным представлением".

Концерт: попытка услышать
Увы, надеждам этим сбыться было не суждено. Качество ли звука в данном конкретном клубе в этом виновато (был там впервые, сравнить не с чем), недостаточно хорошая подготовка группы к концерту или что-то еще - сказать сложно. Но более чем часовое живое выступление АНКЛАВА оставило достаточно смазанное впечатление... Абстрагируясь от технических подробностей, можно резюмировать, что звучала группа достаточно сыро - несмотря на то, что исполнялись не только "свежие" композиции, но и давно обкатанные на концертах "хиты". Увы, никуда не делась и давняя проблема плохой читаемости текстов. Достаточно богатые, хотя и не всегда идеально выверенные аранжировки, терялись и бледнели в размазанном нечетком звучании, а вокальные партии, призванные прояснить задачу каждой отдельной песни и донести до слушателя послание группы, лишь оставили дополнительные вопросы...

Особое внимание, конечно, я старался уделить композициям с нового альбома, многие из которых слышал в "сыром" виде еще в 2004-2005 годах под акустическую гитару в исполнении Николая Барабанова, окончательно закрепившегося в роли основного автора группы. Тогда эти песни поизводили сильное впечатление: философский контекст, броские, яркие образы в текстах, небанальные для достаточно типичной на тот момент панк-группы музыкальные ходы. И вот, спустя 7-8 лет, эти песни зазвучали в полноценном "электричестве"... и не произвели ожидаемого фурора.

Первое впечатление - одновременно перемудрили и не доделали. Ясность и прозрачность песен Барабанова, которые удивительным образом сосуществовали с их глубиной и непростым "мэсседжем", потерялись среди достаточно шаблонных, хотя и актуальных местами, риффов и электронных фишек. Помесь прямолинейного панка с альтернативными ходами не сработала: полной гармонии между материалом Барабанова и аранжировками Егора Махоркина, увы, достичь не удалось. Больше того: вполне естественно звучавшие в акустическом варианте вокальные ходы после переложения на электрическую основу зазвучали не просто странно, но даже диссонансно: в некоторых местах на концерте натурально "резало слух".

Под конец своего выступления АНКЛАВ традиционно исполнил несколько кавер-версий на песни Владимира Высоцкого, Егора Летова, Сержа Танкяна - и даже на песню из к/ф "Неуловимые Мстители", которую должен был спеть не явившийся на концерт "спецгость" Иван Баранов (именно эта композиция завершает собой новый альбом группы). По причине откровенно слабого вокала песни прозвучали сомнительно... Тот самый случай, когда хорошая задумка и интересная концепция разбиваются о технические и профессиональные недостатки - и результат получается прямо противоположный задуманному... В этом контексте даже не приходится жалеть об относительно небольшом количестве публики в зале, которое с одной стороны, легко объяснялось формулой "Воскресенье. Конец мая. +26", а с другой - как бы говорило о том, что "протестный андеграунд-рок" сейчас в глубок... ом андеграунде.

Альбом: вырваться из андеграунда?
А жаль. Потому как альбом АНКЛАВА заслуживает внимания - и не только у "андеграунд-публики". Исходно сильные песни, интересные рефрены и сентенции (как вам, например, простая, на первый взгляд, но броская фраза "Уставившимся под ноги кажется серой слякоть и цвет их дней"?), достаточно хорошо прослеживающаяся сквозь альбом концепция Борца Против Своего Времени. Правда, впечатление об этом Борце-лирическом герое у меня несколько отличается от того, как визуализирован он на обложке альбома и новом сайте группы: все же философский подтекст альбома сильнее плакатно-лозунгового...

Возвращаясь к разговору о звучании группы, теперь уже - студийном, - нельзя не заметить, что по сравнению с предыдущим релизом сделан определенный шаг вперед. Композиции - и альбом в целом - стали звучать более цельно и законченно, даже "взрослее", нет ощущения "искусственно" вставленных в альбом композиций. И главное: некоторые характерные элементы звучания говорят об амбициях группы выйти за пределы андеграунда, вырваться на просторы широкого формата, радио... Хотя все-таки остается ощущение, что за четыре с половиной года можно было сделать шаг и побольше, потому как местами кажется, что "Борец" записан и выпущен сразу следом за "Горлом". Но этот факт можно трактовать как музыкальную преемственность альбомов, что, в общем, не плохо. 

Об аранжировках песен было сказано выше, но хочется еще заметить, что в песнях Егора Махоркина аранжировки звучат органичнее - хлесткие, жесткие, резкие призывные песни хорошо сочетаются с предлагаемой им музыкальной формой, потому "Они Лгут!", "Мы Покрыты Пылью Столетий" и "Свет" - одни из самых цельных композиций альбома.

Неплохо звучит и засветившаяся ранее на сингле песня "Все Только Началось", но все же кульминацией альбома - и по смыслу, и по звуку - пожалуй, является предпоследняя композиция "Не Соглашаться Нельзя" - самая "качевая" и органичная, на мой взгляд, песня в "Борце Против Своего Времени"! Здесь, наконец, и клавиши, местами звучавшие в альбоме инородно, пришлись к месту, и в целом - хочется сказать "наконец-то они нашли свое звучание!" Но только под конец альбома...

Звучит ли новый альбом АНКЛАВ как настоящий гимн "борцов против своего времени" - или же, все-таки, в большей степени как панковско-философская притча в осовремененной альтернативно-металлической обертке? Пожалуй, верны оба утверждения. И старые поклонники группы, и "протестная категория граждан", неожиданно возросшая за последние полгода, найдут в альбоме и "боевые призывы", и определенный социальный градус, и филосовские размышления, и достаточно актуальную музыку. Но для того, чтобы выйти на действительно широкую аудиторию - и воздействовать своими песнями на Сердца Людей на своем главном Поле Боя - группе предстоит сделать еще один шаг. Профессиональный.

PS В несколько переработанном виде первая часть статьи опубликована на km.ru.