В Архангельской области строят мусорный полигон. Эксперты из Скандинавии обеспокоены
Конфликт вокруг экотехнопарка «Шиес» в Архангельской области, где будут хранить брикеты с отходами из столицы, или проще «мусорного полигона», как его называют местные жители, продолжается уже больше полугода. Протесты переросли из локального конфликта в межрегиональный — против «шиесского проекта» объединились экоактивисты со всего Севера и из других регионов. Учитывая опасения о перспективах экологического ущерба всему Баренц-региону, конфликт может стать и международным. Возможно ли это — в материале ТД.
Шведский эксперт Ингрид Хастад и российские активисты
Работы по «непрозрачному» принципу
Конфликтом вокруг «Шиеса» интересуются не только в России — репортажи выпускало итальянское издание Villagio Globale, New York Times, немецкая газета TAZ, шведские, норвежские и финские медиа. В Скандинавии, кроме журналистов, проект изучают активисты, эксперты, крупные компании и экологические организации — и дело не только в заявлениях главы Минприроды Дмитрия Кобылкина о том, что мусор с «Шиеса» будет продаваться в Швецию. В чем причина этого интереса, «Такие дела» узнали в ходе пресс-тура, организованного интернет-журналом «7×7″.
На стройку будущего полигона вместе с журналистами и блогерами приехали делегации из Швеции и Норвегии. Старший экоконсультант шведской консалтинг-компании Sweco Ингрид Хастад и ее помощник Хенрик Торемарк планировали оценить проект с точки зрения скандинавских стандартов создания свалок. Sweco консультирует государственные органы разных стран и бизнес-компании в сфере архитектуры, транспорта, водоснабжения и обращения с отходами.
Активисты «Шиеса» проводили шведов по большей части стройки, за исключением парковки, склада стройматериалов, ангара для топлива и общежития рабочих, — доступ к ним блокировали оцепления ЧОП «Гарант Безопасности».
Хастад не удалось получить образец материала, который планируется использовать на свалке для создания нижнего слоя между мусором и почвой, чтобы оценить его. Однако она сказала, что проектирование и создание такого проекта в болотистой местности в перспективе может обернуться проблемой. «Я знаю, что в России есть много полигонов, построенных на болотах. В таких случаях очень важно сделать правильный нижний слой. Этот нижний слой собирает воду, проходящую через мусор, мешая ей проникать в болотную воду и в подземные воды, уровень которых в такой местности обычно очень высок», — поделилась Хастад.
Если правильного нижнего слоя нет, болотные и подземные воды поднимаются, попадают в «тело» свалки и загрязняются. При проектировании в таких местах строго необходимо учитывать состояние почвы, грунтовых и подземных вод, их потоки и уровень, говорит эксперт. В проектеэкотехнопарка «Шиес», представленного московским правительством, говорится о защитной пленке для нижнего слоя, но не говорится о том, что перечисляет Хастад