Фильм — это рассказ истории при помощи изображения. И вполне естественно, что огромное значение приобретает композиция кадра в кино. В новой статье мы немного поговорим о том, что такое глубинный кадр, и как он помогает насытить жизнью экранное пространство картины.
Иногда мы забываем, что кино — искусство изобразительное. И как любому изобразительному искусству, ему свойственны особенности, связанные непосредственно со зрительским восприятием. Одной из важнейших таких особенностей является понятие композиция кадра, в кино не менее важное, чем в живописи или фотографии.
И к сожалению, далеко не всегда сегодня кинематографисты (как профессиональные, так и любители) уделяют ей достаточно внимания. Об этой проблеме стоит говорить, пробелы нужно заполнять. Но объять столь масштабную тему как композиция в рамках одной единственной статьи, конечно, невозможно. Потому в данном материале я предлагаю поговорить об одном из вариантов, который нам предлагает композиция кадра в кино — о том, что такое глубинный кадр.
Глубинный кадр открыт довольно давно, еще во времена Великого Немого, когда многие экспериментировали с положением камеры и компоновкой объектов перед ней.
Поэтому уже в 30-е и 40-е годы ХХ века глубинный кадр применялся весьма активно и даже попадал в теоретические работы. Поэтому, чтобы не изобретать велосипед, за определением обратимся к книге Льва Кулешова «Азбука кинорежиссуры»:
«Часто используют такое определение, как «глубинный кадр», то есть кадр, взятый «в глубину» — перспективно, как бы состоящий из крупного или среднего на первом плане действия и общего или среднего на втором плане действия»
Классик подсказывает нам, что глубинный кадр — есть скомпонованные на разных уровнях крупности, вмещенные в один кадр.
Сам Кулешов в своем учебнике приводит следующие примеры:
В обоих примерах Лев Кулешов использует кадры с бойцами Красной Армии. В первом случае на переднем плане один красноармеец стоит спиной к камере и взят средней крупностью, а другие солдаты вытянулись поодаль, зафиксированные на сверх-общем плане.
Во втором примере композиция несколько сложнее. На первом плане, спиной к нам, стоит командир (заснят крупно), на некотором расстоянии, перед ним — красноармеец, которого аппарат снимает общим планом, наконец, шеренга его сослуживцев еще дальше, на сверх-общем. Оба примера вполне ясно передают суть понятия, о котором мы говорим в настоящей статье.
Глубинный кадр призван показать объем экранного пространства. Ибо выставленные на разных планах объекты различного масштаба дают возможность победить визуальное ощущение плоскости, зачастую неприятное для аудитории.
Более подробно с этой темы можно ознакомиться из оригинальной статьи.
Спасибо за внимание! С Вами был «Культурный рассвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!
Автор статьи: Влад Дикарев