РУБРИКА «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО»
Первую часть читайте здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5db9ff290ce57b00ad8166..
"ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ" XX ВЕКА?
Для того, чтобы поговорить о поэтических сходствах Высоцкого и Башлачёва, хочу привести одну цитату, с которой недавно столкнулся и с которой я согласен лишь отчасти. Хочу привести её скорее как «зацепку», повод для разговора. Вот что говорит об Александре Башлачёве и влиянии на него творчества Владимира Высоцкого критик С.В. Свиридов:
«Таганский певец мимоходом роняет метафору — Башлачёв её поднимает, пускает в огранку, активизирует её образный потенциал, в итоге далеко уходя от начального образца. Образный ряд «жизнь-плавание-вода» он сближает с рядом «вода-питье-жизнь» и включает в поэтический инструментарий своей главной темы — истинного и ложного бытия.»
Для меня как для давнего ценителя поэзии Высоцкого такая точка зрения во многом не приемлема. Во-первых, потому-что формулировку «таганский певец» в отношении большого поэта, коим, бесспорно, являлся Высоцкий, считаю абсолютно уничижительной. Прямо-таки хочется процитировать самого Владимира Семёновича: «Как людям мне в глаза смотреть с такой формулировкой?». Талант Высоцкого, как по мне, в этой цитате принижается в сравнении с талантом Башлачёва. На самом деле Высоцкий вёл очень долгую, серьёзную, дотошную работу над своими текстами и не «ронял метафоры мимоходом». Так же как и, без сомнения, Башлачёв. Другое дело, что Сашбаш перефразировал, огранял «на свой лад» многие «перлы» произведений Высоцкого. Он создавал уже, конечно, совершенно своё, «уходя от начального образца», как выразился господин Свиридов. Но тем самым глубина образов Высоцкого никак не меркнет, она остаётся такой же самоценной, самодостаточной. Высоцкий и Башлачёв – два отдельных многогранных поэтических мира, и определять первого среди очень талантливых и при этом разных не имеет никакого смысла, чем часто занимаются досужие критики. Хотя Высоцкий и Сашбаш в отдельных моментах бывают сильно похожими, но всё же, считаю, по большей части они – очень разные.
С моей точки зрения, здесь очень наглядно было бы провести параллель с гениями XIX века – Александром Пушкиным и Михаилом Лермонтовым. Тем более, что Высоцкого нередко называют «Пушкиным XX века». А Лермонтов в своё время написал великие стихи на смерть своего учителя Пушкина. То же самое сделал Башлачёв на смерть учителя Высоцкого. Александра Сергеевича и Владимира Семёновича точно сравнивают не зря, хотя бы потому, что и Пушкин, и Высоцкий, казалось бы, объяли необъятное, осветили в своём творчестве все стороны, все проявления нашей жизни, стали поистине народными поэтами, близкими практически каждому человеку. И к тому же Пушкин и Высоцкий, несмотря на «тёмные» мотивы их творчества, поэты очень жизнерадостные и светлые. Михаил Лермонтов и Александр Башлачёв – фигуры трагичные, они писали о времени утраченных надежд, они – поэты безвременья. А что самое поразительное, даже ушли из жизни они примерно в одном возрасте: Башлачёв – в 27, а Лермонтов и того ранее – в 26. Они не менее ценны для нашей культуры, чем Пушкин и Высоцкий. Но тем не менее эти «дуэты» сложно сравнивать, Лермонтов и Башлачёв явно более трагичны, они скорее разочарованы, отвержены жизнью, чем по большей части находящие и воспевающие красоту и прелести земной жизни в самых разных её проявлениях Пушкин и Высоцкий.
Хотя интересно, что в творчестве Башлачёва немало шуточных, весёлых песен. Это тоже роднит его с Высоцким. Причём нередко Сашбаш высмеивает общественные и политические темы на злобу дня от имени простых, бывалых мужиков, подчас «чуток навеселе». Слушая, например, «Случай в Сибири» или «Подвиг разведчика» понимаешь, что «ноги растут» именно от персонажей Высоцкого. Хотя самобытности, конечно, не отнять.
Характерно использование и Высоцким, и Башлачёвым в своих стихах народных сюжетов, мотивов, отсылок к фольклору. Владимир Семёнович, например, не раз подчёркивал, что знаменитые «Кони привередливые» - это вариация на русские народные темы. У Башлачёва первый пример, который сразу приходит на ум – «Некому берёзу заломати» (название песни восходит к одноимённой строке из древнерусской народной песни «Во поле берёза стояла»). Отдельно стоит выделять сказочные и былинные мотивы устного народного творчества, отразившиеся в поэзии двух гениев. Их обращение к самим истокам, корням русского народа является очень важным моментом не только для их творчества, но в целом для нашего национального самосознания.
Некоторые произведения Александра Башлачёва имеют слишком явные аналоги в творчестве Владимира Высоцкого. Лично для меня, явным, как ясный день, аналогом песни Высоцкого «О фатальных датах и цифрах», является песня «На жизнь поэтов». Оба автора пишут о судьбе истинных поэтов как о несении своего дара как тяжкого креста, о том, что «поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души», о том, что «поэты проходят семь кругов беспокойного лада». Правда, концовки этих песен – разные. Высоцкий полемизирует с «приверженцами фатальных дат и цифр» и говорит о том, что «не датами бессмертье обретают». Башлачёв «копает в глубину» настоящего поэта и в конце резюмирует, что «поэты уходят от нас ещё и на восьмой круг».
В основе обеих песен тема короткой, тяжёлой жизни настоящего творца. Но даже если и не говорить о коротком земном сроке, ведь немало великих поэтов умерло в преклонном возрасте, поэт – это всё равно особая миссия, особый взгляд на мир, если хотите, особый стиль жизни, . А самое главное, настоящий поэт всегда честен, правдив, он напоминает миру о главных, истинных ценностях, и за это, как ни странно, подвергается гонениям и опалам. Ещё одно сходство – поэты, которые, казалось бы, писали о «других», причисляют и себя к этому сонму. Это, может быть, происходит даже неосознанно, но читая ты понимаешь, что они говорят как бы «из своей шкуры», ощущая эту нелёгкую поэтическую ношу на себе. А потом, в конце концов, тоже уходят рано из жизни.
Владимир Высоцкий "О фатальных датах и цифрах"
ИМ ЕСТЬ ЧТО СПЕТЬ, ПРЕДСТАВ ПЕРЕД ВСЕВЫШНИМ…
В заглавие данного материала я вынес строку о гибели Поэтов именно из произведения «На жизнь поэтов" – «Бог... он не врёт, разбивая свои зеркала». Высоцкий и Башлачёв очень часто упоминают в своих стихах Бога и различную религиозную символику. Существует много свидетельств о том, что они были верующими людьми, но по-своему, с нюансами. И это абсолютно нормально для творческих людей, ведь они всё время в поиске, на пути познания. Им свойственно сомневаться.
О духовной жизни Сашбаша рассказывал его череповецкий друг Сергей Герасимов. Вот что он говорил о событиях, связанных с несколькими последними визитами Башлачёва в его родной город Череповец :
«Смысл жизни — одна из тем, которые мы обсуждали постоянно. Надо сказать, что я в то время [в начале 80-х годов] уже стал приходить к Богу, похаживал в церковь. Много разговоров у нас было о Боге. Он, в общем-то, был атеистом. Сначала у нас не было серьезных споров, потом я все больше и больше приходил к Богу, а он -то не стремился к нему, и вообще, по своему мироощущению, конечно, был язычником. Для него неземной разум был чем-то нереальным. Он жил сегодняшним днем, здесь и сейчас. Вся жизнь заключалась в том, что здесь. Причем это действительно была полноценная жизнь, богатейший внутренний мир!
Когда он уже жил в Питере, во второй или третий его приезд с конца, он специально приехал, чтобы креститься. Видимо, он каким-то образом созрел, но в Питере не хотел этого делать. Может быть, он решил приехать сюда, потому что у нас был один общий знакомый дьякон, бывший музыкант, Вячеслав Дубров. Он как раз играл в „Белых Грифах". Саша приехал к нему. Чего он его выбрал?! Думал, что тот ему поможет? Вот он пришел с этой просьбой, на что Дубров ответил: „Ты что, с ума сошел? Куда ты лезешь?! Не созрел ты для этого!" Он здорово Сашу обидел.»
То есть вясняется, что Башлачёв предпринимал даже попытку крещения. Существует устойчивая версия о том, что Владимир Семёнович не только предпринимал попытку, но даже крестился в Армении, в православной церкви, правда, что называется "по чужеземному обряду». Дыма без огня, как известно, не бывает. О том, что такая поездка в Армению действительно была, говорила даже жена Высоцкого Людмила Абрамова.
Более того, есть прямо-таки непосредственные свидетели веры Высоцкого и Башлачёва. Леонид Мончинский, писатель, друг Владимира Высоцкого, в соавторстве с ним написавший роман «Черная свеча», дает такое свидетельство: «Никогда не спрашивал, крещен ли, но когда он жил у меня в Иркутске, то вставал утром на молитву вместе с моей верующей мамой, совершал крестное знамение и молился. Мы с ним заходили в действующий храм». Подытоживая, Мончинский говорил : «Он ушел верующим человеком».
По воспоминаниям же друзей Башлачёва, приезжая в Москву, поэт ходил в церковь на улице Галины Неждановой. Всё тот же Сергей Герасимов говорит нам о том, что Александр Николаевич к концу жизни по-настоящему поверил, осознал, что Бог есть:
"Еще через приезд или в следующий приезд, когда мы с ним встретились, это была уже финальная точка всем нашим разговорам о Боге. Он сказал одну-единственную фразу. По-моему, он меня тогда по фамилии назвал, хотя обычно всегда всех своих близких друзей он называл не просто „Сережа", а „Сереженька", „Сашенька", „Настенька". Такие у него были уменьшительные имена, а тут он назвал меня просто по фамилии и сказал одну-единственную фразу: „Герасимов, ты был прав!" Он все равно пришел к Богу, для меня это абсолютно точно".
С моей точки зрения, самым красноречивым свидетельством того, что Высоцкий всё-таки верил в Бога или поверил к концу жизни, осознал, «что там что-то есть», являются его последние строки:
Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед ним!
УШЕДШИЕ НА ВОСЬМОЙ
Владимир Высоцкий ныне признан как великий поэт не только в России, но и в мире, хотя этот путь к звёздам лежал через тернии, порой просто невыносимые. Владимир Семёнович по своему влиянию на русскую культуру, на современников и потомков сравним с единицами великих имён. Наконец, он – поистине народный кумир и герой. Ему установлено просто рекордное количество памятниковв России и за её пределами, его именем названы астероид, горные хребты, ледники, небоскрёб, корабли, самолёты, даже сорта гладиолусов и помидоров.
Александру Башлачёву на сегодняшний день существуют всего два памятника, и то неустановленных – на родине поэта, в Череповце, а также в Санкт-Петербурге. Также в родном городе Сашбаша находится мемориальная доска в его память, и даже музей Александра Николаевича. Там же проводятся три рок-фестиваля в его честь - "Сашин день", "Рок-Череповец", "Время колокольчиков". Память о полузабытом поэте худо-бедно, но возрождается… Стоит отметить, что дела с многими другими поистине великими, но забытыми поэтами, обстоят гораздо хуже. А таких, к кому Слава была неблагосклонной, отнюдь немало.
Мне как автору данного материала очень хотелось, чтобы имя Александра Башлачёва, а главное его неподражаемое, глубочайшее творчество стало, действительно, общепризнанным народным достоянием. Такими именами, как Высоцкий и Башлачёв, может по праву гордится и мировая культура!
Свой материал о двух истинных поэтах мне хотелось бы закончить такими строками Александра Башлачёва:
Ну вот, ты - поэт… Еле-еле душа в чёрном теле.
Ты принял обет сделать выбор, ломая печать.
Мы можем забыть всех, что пели не так, как умели.
Но тех, кто молчал, давайте не будем прощать.
Не жалко распять, для того, чтоб вернуться к Пилату.
Поэта не взять всё одно ни тюрьмой, ни сумой.
Короткую жизнь.- Семь кругов беспокойного лада-
Поэты идут. И уходят от нас на восьмой.
СВЕТЛАЯ, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ИСТИННЫМ ПОЭТАМ...
Александр Башлачёв "На жизнь поэтов"
Если понравится материал, не забудьте перейти по ссылке и подписаться на "Фан-группу Владимира Высоцкого в ВКонтакте: