Много лет назад я читал одну книгу, посвященную развитию памяти, и там приводился пример, как жена Достоевского примерно через год после написания романа «Униженные и оскорбленные» попыталась обсудить с ним сюжет, судьбу героев и т.д. И она обнаружила что… что Федор Михайлович почти ничего не помнит. Обращаю Ваше внимание, это не «зутулый штудент», который то ли читал, то ли не читал. Писатель - это тот человек, который знает намного больше, чем знаем мы, читатели. Потому что в процессе работы над книгой он многое меняет в сюжете, может менять события, имена героев и т.д.
На меня этот эпизод произвел впечатление (иначе бы я не запомнил), но через некоторое время, когда я вспоминал эту ситуацию, у меня возникали сомнения, а вдруг это просто исторический анекдот, который не имеет никакого основания. И вдруг я смотрю документальный фильм, посвященный Валентину Пикулю, и там сам писатель со смехом рассказывает, что он уже не помнит массу из того, что написал. И что, читатели частенько удивляют его, приводя цитаты или целые эпизоды из его книг.
А теперь я Вам расскажу об одном интересном эксперименте.
Проводился он уже достаточно давно. Взяли две группы студентов (примерно равных по успеваемости) и дали им для прочтения одинаковый текст. Было отведено одинаковое время на прочтение и т.д. Экспериментаторы старались все сделать максимально однообразно, кроме одного: первая группа получила инструкцию прочитать внимательно и запомнить, и что проверка состоится через два дня. У другой группы инструкция была абсолютно идентичной, кроме одного, что проверка состоится через две недели.
После прочтения текст забрали, и участники больше его не видели.
Прошло два дня.
Результат проверки первой группы (которая запоминала на 2 дня) – 65% (65 процентов ответов удовлетворили ту комиссию, которая проверяла уровень запоминания).
Результат второй группы (тех, кто запоминал на 2 недели) был несколько хуже – 55 %.
Но эксперимент на этом не закончился. Была проведена проверка обеих групп через две недели.
И что же обнаружили проверяющие!
Результат второй группы (тех, кто запоминал на 2 недели) – 50 % (в принципе, ожидаемо).
Результат проверки первой группы (которая запоминала на 2 дня) - 15 %?!
Так что же произошло с первой группой, куда подевались знания и что делать, чтоб такого не происходило?
Объяснить это можно следующим образом. Есть такое в психологии памяти явление, как «эффект незавершенного действия». Слава открытия этого эффекта принадлежат Блюме Зейгарник, видному советскому психологу. История открытия такова. Дело было в 1920 году: Зейгарник пошла с друзьями в кафе. И в том кафе работал официант, у которого была отличная память, он никогда не путал заказы, хотя ничего не записывал. Но это еще не так поразило молодого психолога: выяснилось, что стоит только клиенту покинуть кафе, как этот парень тут же все забывает и уже не может вспомнить ничего из того, что этот клиент заказывал.
Так как Зейгарник и её друзья были психологами, они обратили на это внимание и решили это явление изучить. Был проведен ряд экспериментов. Например, испытуемым давали решать задачи. Одним давали их дорешать, другим нет. А потом через некоторое время проверяли помнят ли они условие и т.д. Оказалось, те кто задачу не дорешал, намного лучше помнят эту задачу и т.д.
Получается, что незавершенные дела лучше сохраняются в памяти человека. Вы и сами могли убедиться на своем опыте, если получали образование. Это явление не уникальное, а массовое. Не зря существуют анекдоты про студента, который сдал экзамен и все позабыл. Вот вам и иллюстрация эффекта Зейгарник, или эффекта незавершенного действия.
А что же делать в этой ситуации. Во-первых, давайте вспомним, что при эксперименте единственное отличие заключалось в том, что участники эксперимента получили различные установки (на 2 дня и на 2 недели). Получается, что только сознательная фиксация важности того, что информация будет нужна в дальнейшей жизни, может существенно улучшить качество и продолжительность запоминания. То есть студент должен делать установку, что он учит материал не к экзаменам, а для дальнейшей жизни и работы, иностранные слова нужно учить не к уроку и т.д.
Остальные рекомендация приведу в следующей статье.
Всем удачи и пусть ваша память Вас никогда не подводит.