Найти тему
Историк в отставке

Хайдеггер и его вопрос о бытие

В начале 1920-х годов ассистентом Хусерла во Фрайбургском университете был Мартин Хайдеггер (1889-1976). Хусерл явно считал Хайдеггера не только своим лучшим учеником, но и философским наследником; однажды он заметил: "Феноменология: это мы с Хайдеггером". Но Хайдеггер, бывший студент семинарии, написавший исследование на философа Джона Данса Скотуса (1266-1308), взял феноменологию в совершенно новом направлении, превращая ее из исследования сознания в философское исследование природы существования или бытия.

Публикация в 1927 году книги Хайдеггера "Бытие и время" навсегда изменила ход философии в континентальной Европе. Характеризуя свой подход как "фундаментальную онтологию", Хайдеггер начал свою работу с постановки вопроса бытия: что такое "бытие"? Любопытно, однако, что после того, как этот вопрос был поставлен, онтологические вопросы откладываются в сторону, чтобы ответить на ряд вопросов, относящихся к "существу, для которого является проблемой собственное бытие" - субъекту человека, которого Хайдеггер называет "Дасейнист" (буквально, "бытие там"), чтобы подчеркнуть его мирские и экзистенциальные особенности.

Хайдеггер утверждает, в некотором роде напоминающем трансцендентальную философию Канта, что изучение природы дайсениста является необходимым предварительным условием для ответа на главный вопрос. Соответственно, раздел I бытия и времени, часть работы, в которой проводится данное исследование, Хайдеггер называет "экзистенциальным анализом", или "анализом Дасейнист".

Одним из непреходящих достижений Хайдеггера в этой работе было бросить вызов распространенному предположению, унаследованному от Декарта, что фундаментальной точкой зрения, с которой должны рассматриваться проблемы эпистемологии, является точка зрения отдельного субъекта, или эго-когнитанов ("мыслителя").

По мнению Хайдеггера, представление о человеке как об изолированном, мыслящем субъекте является производным, а не первичным, толкованием, а не выражением сущности. Логически (или онтологически) говоря, люди вовлечены в бесчисленное множество отношений с вещами в мире задолго до того, как они станут или могут стать объектами рассуждений. Действительно, повседневное пребывание в мире Дасейниста чаще характеризуется неопределенными "настроениями", чем застенчивой ратификацией.

Более того, бытие в мире включает в себя структуры социального соответствия, в том числе то, что Хайдеггер называет "любопытством", "двусмысленностью" и "пустыми разговорами". По мнению Хайдеггера, эти три способа бытия в мире свидетельствуют об отсутствии у Дасейна решимости или решительности. Ссылаясь на библейское изгнание из Эдемского сада, он характеризует эти сооружения как способы "падения", подчеркивая непоправимую греховность человеческого состояния.

Тема Хайдеггера резко меняется во II разделе бытия и времени, посвященном способам "аутентичности", немецкое слово для которого (Eigentlichkeit) предполагает принятие собственного (собственного) экзистенциального состояния или судьбы. Через "зов совести" Дасейна необъяснимо зовут избавиться от погружения в мир и будничность и осознает или реализует свой потенциал "я". Один из ключевых аспектов самосознания Дасейна касается его конфронтации с конечностью, или "смертью в городе".

Принятие провозглашения Ницше о "смерти Бога" - метафора исчезновения всего необходимого, определенного, безусловного, необусловленного, универсального и вечного - Хайдеггер описывает бытие в мире как вид экзистенциального свободного падения.

Повсеместность "Ангста" отражает полную безосновательность человеческого существования, отсутствие метафизических или моральных уверенности, с которой противостоять бездне небытия, с которой сталкивается каждый дайсенист.

Бытие и время" завершается обсуждением "историчности", подлинной исторической жизни народа, или волка. Хотя Хайдеггер сказал, что вернется ко второму тому тому "Бытие и время", планируемая работа так и не была написана. После публикации ряда очерков в конце 1920-х и начале 30-х годов, включая "Что такое метафизика?" (1929) и "Доктрина правды Платона" (1931-32) - Хайдеггер, по-видимому, пришел к выводу, что его предыдущая мысль была чрезмерно ориентирована на дайсенистсов или антропоцентрична. В последующих работах понятие "дайсенист" практически исчезло, заменив его точкой зрения, ориентированной на "историю бытия".

Поэтому принято говорить о "повороте" (Kehre) в мысли Хайдеггера от анализа бытия и времени, ориентированного на дайсенистов, к чисто онтологическому подходу. Значение кера указано в "Письме о гуманизме" Хайдеггера (1947 г.), в котором он старается различить более ранние и поздние этапы своей работы. В более поздней работе "Воспоминания в метафизике" (1961) он объявил:

История бытия не является ни историей человека и человечества, ни историей человеческих отношений с существами. История бытия - это быть самим собой и быть только собой.
Взято из "Яндекс.Картинки"
Взято из "Яндекс.Картинки"