Добро пожаловать друзья, на мини сериал о Смуте. Это был тяжелый период, начало которому дал страшный голод 1601 - 1603 гг. Именно тогда народ Руси разуверился в "избранном" царе Борисе Годунове и предпочел всеми силами искать царя "природного". Каковым назывались разные, может быть, действительно имевшие родственную связь с Иваном Четвертым Грозным, люди. Пожалуй, именно тогда страна, не намного отстававшая от европейских государств, успешно сражавшаяся с великой Османской империей (Чигиринские походы) отворачивается от идей выборности власти и накрепко принимает ярмо крепостного права. Может быть вы - молодой человек, интересуетесь историей России, и мечтаете стать известным режиссером. Прочитайте этот длинный текст, распутайте узел, дабы создать нечто действительно глубокое, душевное и окупаемое.
Уважаемый читатель. Если эта статья кажется вам слишком длинной, возьмите ее в закладки. Или весь канал: https://zen.yandex.ru/id/5d21bd276f26e400aeefaae7
…Задел Михаила Молчанова с Лжедмитрием для войска Ивана Болотникова был по сути верен, но поиски реального человека на эту роль слишком затянулись. Некоторое время, в Польше и Украине (протекторате Польши) роль царевича исполнял сам Молчанов. Но, в Москве его слишком хорошо знают. Лишь в начале 1607 г., в Белоруссии, также бывшей тогда частью Речи Посполитой (название польско-литовского государства, калька с латыни res publica — «Республика»), находится подходящий по фигуре, возрасту, другим параметрам, человек. В ореоле таинственности, сначала как родственник царя, Андрей Нагой, Лжедмитрий Второй предстает пред народом лишь на исходе весны 1607 г.
Этот Лжедмитрий не успевает ни к первому, ни ко второму походу Болотникова на Москву. Опаздывает он и в Тулу, где, 10 октября войска Шуйского, изменив направление течения реки, вынудили к сдаче остатки крестьянской армии. Но, в любом случае, теперь под его именем собираются 27 тысяч человек. Попытать удачи желают поляки, донские и запорожские казаки, стрельцы, дворяне и боевые холопы. Лжедмитрий выигрывает несколько сражений. Москву, окруженную каменными белыми стенами (по нынешнему Бульварному кольцу) взять не удается. Расположившись лагерем в Тушино, Лжедмитрий пытается блокировать столицу. Ему удается перехватить Марину Мнишек, и, после некоторых уговоров, жениться на ней. Также «заместителю царя» удается привлечь на свою сторону митрополита Филарета.
Этот священник становятся дублером московского патриарха. Наступает двоевластие. Шуйский и Лжедмитрий Второй (точнее, польские телохранители, контролирующие хозяина) правят страной параллельно. Василий Четвертый добивается некоторых успехов с помощью воеводы Скопина-Шуйского и участия недовольной усилением католической Польши, протестантской Швеции. Польские наемники открыто выказывают пренебрежение своему русскому «царику». В конце концов, забравшись под рогожку в телегу, Лжедмитрий отправляется в Калугу.
В этом городе еще очень силен дух Болотниковского восстания. Только здесь самозванец начинает играть самостоятельную роль, и будто бы обретает второе дыхание. Оставшийся без царского имени Тушинский лагерь теряет значение второй русской столицы и сжигается. Высокомерное польское войско рассеивается.
Лжедмитрий осаждает Москву уже с новым ополчением. В среде бояр-«перевертышей» зреет замечательная идея. Что если убрать с политического поля, как Василия Шуйского, так и самозванца, а затем всем миром выбрать нового царя? В Москве дворяне, действительно, свергают Василия Четвертого, насильно стригут царя в монахи и, ждут ответных действий от приближенных Лжедмитрия. Но те исполнять данное обещание не спешат. Их позиции замечательно укрепляются. Чтобы заполнить вакуум власти, Семибоярщина выбирает царем польского королевича Владислава Вазу, старшего сына Сигизмунда Третьего. Русское общество поляризуется. К Лжедмитрию, оттесненному в Калугу, стекаются униженные и оскорбленные бедные люди, казаки и козаки. Окружение Владислава точнее, его представителей на Руси, пополняют дворяне.
Вне иерархии, слишком уж однородные народные массы входят во власть темных инстинктов. Понятие правосудия, как таковое, перестает существовать. Раскручивается колесо бессмысленного террора ко всем сколь-нибудь подозрительным и «неправильным» лицам. Более того. Лжедмитрий рассчитывает призвать к походу на Москву уже перемещающихся в Центральную Россию крымских и ногайских (астраханских) татар, турок, чтобы тем сразу поправить все свои дела. Но, его планам не суждено сбыться. В отместку за одну из жертв террора, самозванца убивает его собственный телохранитель.
Итак, Василия Шуйского насильно постригают в монахи. Вместе с двумя братьями он содержится в замке, сто километров от Варшавы. Собственных детей у бывшего монарха нет. Претендовать на престол может трехлетний сын Марии Мнишек, Иван, но, все же, царевич еще слишком мал. Царь Владислав не популярен в народе. Кроме того, он не рискует лично выехать из Польши в Москву, и, похоже, охладевает к идее стать правителем Руси. Почва для появления третьего Лжедмитрия все еще плодородна.
И самозванец объявляется, в январе 1611 г., в осаждаемом шведами Ивангороде (150 километров западнее места, где будет стоять Петербург). Лжедмитрию Третьему удается собрать ополчение в Пскове, и даже отогнать завоевателей. Однако, придя к власти, самозванец медлит с продвижением в Москву. Он пускается в распутную жизнь, совершает насилия над горожанами, вводит все новые поборы и, незаметно для себя теряет популярность. Преданных ему лично казаков заговорщики удаляют из Пскова, якобы для борьбы с осадившими пригороды шведами. Лжедмитрий чувствует что-то неладное и пытается бежать. Его ловят, сажают в клетку и везут в Москву. "Псковского вора" убивают в пути, или же казнят в столице.
Москва тем временем, занята поляками, ведь номинально царем является пятнадцатилетний Владислав Ваза. Он избран, но не коронован. Патриарх Гермоген (номер первый), вначале лояльный к иноземному правителю, осознав замыслы шляхтичей, освобождает народ от присяги. Грамоты Гермогена находят отклик, прежде всего в Рязани, где уже формируется народное ополчение. Поляки посылают на разорение рязанских городов зависимых от них козаков Малороссии. Одна часть реестровых погибает, другая занимает сторону народа. Между тем, на борьбу поднимается и Нижний Новгород. В середине марта 1611 г. два ополчения соединяются под Москвой. Всего их, ни много ни мало, сто тысяч человек. Оккупационные силы насчитывают пять тысяч поляков и две тысячи немцев. Они проводят в городе масштабные репрессии, поджигают дома, чтобы справиться с возмутившимся народом еще до начала штурма. От огня и стали погибает семь тысяч горожан. В союзе с поляками состоят бояре и зависимые холопы.
Штурмовать высокие белокаменные стены ополчение не решается. Оно создает свой Земский собор и системы государственной власти. Однако, между двумя силами — дворянством, стремящимся восстановить крепостнические порядки, и казачеством, желающим сохранить вольности, возникает разлад. Этим пользуются поляки. Их подложные грамоты свидетельствуют о том, что рязанский вождь ополчения Ляпунов настроен казачество уничтожить. Казаки вызывают Ляпунова «на круг», где без разбирательств и суда, на эмоциях убивают. Как следствие, большая часть дворян покидает лагерь.
Умирающий от голода в темнице Чудова монастыря, патриарх Гермоген призывает народ теперь уже не подчиняться подмосковным воеводам Д. Трубецкому и И. Заруцкому. Впрочем, архимандрит влиятельного Троице-Сергиевого монастыря Дионисий выступает за сплочение именно под их началом. Крупный казачий отряд остается на осаде Москвы до середины лета 1612 г. При подходе отрядов второго ополчения он уходит в Астрахань, и в дальнейших боевых действиях с интервентами не участвует. У Заруцкого есть козырь — Марина Мнишек с сыном Лжедмитрия Второго. Атаман желает впоследствии использовать его в своих собственных целях. У стен столицы остаются силы Трубецкого, непосредственно в убийстве Ляпунова не замешанного.
Продолжение в следующей публикации
По материалам книги автора "История почти Всего"