Во времена легендарного пророка Моисея, описанные в его пятикнижии, Господь говорил с Израилем и дал ему знаменитые десять заповедей.
Вот первая из них:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
(Исход, глава 20)
Хотелось бы обратить внимание на очевидную, но не сразу бросающуюся в глаза вещь: здесь Господь не говорит, что других богов нет. Он говорит «да не будет У ТЕБЯ других богов».
О (не)существовании других богов можно спорить очень долго, ссылаясь на христианских философов, волхвов и прочих теоретиков. Но это не то, на что я намерен тратить время.
Дело не в том, были ли эти боги. Дело в том, что среди народов, окружавших Израиля¹, было полно их культов, и заповедь предостерегала Израиля от принятия этих культов. В этом состояло их единобожие, которое я называю изначальным монотеизмом (моно — один, теос — бог).
В современной же культуре всё иначе: монотеизм основан на людских представлениях об объективном существовании богов, а не на личном выборе человека, кому из них служить или не служить.
И это довольно серьезная подмена. Подмена, вероятно, диктуемая страхом гонений со стороны доминирующего религиозного института. Ведь если ты хоть краем мозга заподозришь, что Бог может быть не один, то в своих глазах ты теряешь всё: свое положение, уважение коллектива, значимость, способность что-то изменить в обществе… Ты изгой.
Это всего лишь мои догадки. Но я полагаю, что именно так извращенный, небиблейский монотеизм закрепился в обществе, дав место новым извращениям, о которых я расскажу ниже.
¹ В данном случае я говорю об Израиле как о народе, а не о стране, поэтому склоняю это слово как обозначающее одушевленный предмет, подражая библейскому повествованию.
* * *
Почему верующие порой смеются над атеистами? Потому что атеисты с некоторых пор взяли на вооружение очень странный тезис «Бога нет». Веру в этот тезис признать очень тяжело (ведь атеизм — вроде бы не вера), а обосновать его перед собеседником невозможно. По сути, эти слова порочат атеизм, выставляя его чем-то абсурдным и заведомо тупиковым.
Атеисты, скажите за это спасибо извращенному монотеизму! Ведь именно он подменил вопрос служения вопросом существования. Он совершил эту подмену и в вашей среде; тем самым он стал камнем преткновения в миллионах одинаковых споров, которым научены даже чат-боты.
Но посмотрите, как выглядит атеистическая позиция, когда в ее основе лежит библейский монотеизм. Это уже не «Бога нет». Это «мне безразлично, кто там есть; кто бы там ни был, я им не служу».
Всё! Споры о существовании подошли к концу. Навсегда. И сразу видно, что атеизм — это твой выбор и твое право. Наконец-то можно направить разговор в другое русло.
* * *
Теперь пройдемся по больной для церкви теме — догматике. Есть очень много споров насчет догмата о Троице.
Речь не о том, следует ли признавать Отца, Сына и Святого Духа. С ними всё в порядке. Хотя насчет Сына мусульмане могли бы поспорить, я оставлю их в покое и перейду к межхристианским теркам.
Сам догмат имеет в своей основе «Троицу в единице». В этом единстве убежден каждый христианин, солидарный с никео-царьградским символом веры. При этом никто не решается подумать, как это вообще возможно: любые попытки понять или предположить — это уже ереси. Мол, нашим плотским умам не постичь логики божественного триединства; мы просто знаем, что это так.
Однако догмат о триединстве не основан на откровении свыше². Догмат — это всего лишь порождение тех самых плотских умов, которые не понимают, как возможен их собственный домысел.
А основанием этого домысла является… Правильно: извращенный монотеизм. Даже если оставить в стороне Святого Духа, одновременная божественная природа Отца и Сына вызывает много вопросов. Мы не можем отождествить Отца и Сына, они разные. Но и не можем оставить их порознь, иначе пойдем вразрез с извращенным монотеизмом, согласно которому Бог только один. Поэтому мы вынуждены выдумать компромиссный вариант, ни рыба ни мясо. Они как бы одно, но как бы нет.
И нашим умишкам этого не понять. А то, что наши же умишки это и придумали, — на это закроем глаза.
А между тем мы зачастую не замечаем, что данный вопрос был решен Иисусом безо всякой догматики. Он рассеял монотеистические колебания учеников одной простой фразой:
1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
(Евангелие от Иоанна, глава 14)
А почему не смущаться? Потому что один целиком подотчетен другому:
37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
(Евангелие от Иоанна, глава 6)
² Стих из первого послания Иоанна 5:7 известен как «Иоаннова вставка» и был разоблачен Исааком Ньютоном, поэтому не годится в качестве аргумента.
* * *
«Бог один, служить больше некому, все дороги ведут к Богу» — это еще одно извращение, вытекающее из кривого монотеизма. В противовес ему Иисус предостерегает:
13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
(Евангелие от Матфея, глава 7)
* * *
Проклятия в адрес Бога. Иногда люди спрашивают, почему Бог такой злой, мучает, преследует, донимает навязчивыми голосами, покоя не дает, рвет душу. А копнешь поглубже — и выясняется, что перед тобой какой-нибудь оккультист или сатанист. Но в силу извращенного монотеизма у него во всём виноват Всевышний. Больше же некому, «других нет».
Но позволь, милый мой, какой монотеизм? О чём ты? Оставь в покое это извращение и взгляни на вещи здраво. Посмотри, кому ты служишь и что в итоге имеешь. Не в этом ли дело? Сдается мне, что тебя беззащитного атакуют силы совсем иного рода. И ты прав, когда желаешь гнать их в шею от себя. Не прав ты лишь в том, что вместе с ними отвергаешь и Того, Кто силен избавить тебя от их влияния. Но всё может быть по-другому.
* * *
Да что там религия! Даже в быту городского жителя есть свой отпечаток этого безобразия.
Вот сидишь ты в своей комнате, в многоэтажке. А сосед наверху одной рукой держит дрель, другой — забивает гвоздь. Одной ногой двигает мебель, другой —играет на гитаре. А изо рта льется трехэтажный мат на жену-стерву. Знакомая картина?
Образ человека-соседа, всегда живущего где-то наверху, — это тоже плод извращенного монотеизма. Нам кажется, что сосед у нас всего один и это он издает все шумы. Назло этому мерзавцу некоторые из нас порой включают музыку на полную мощь.
А где-то за стеной живет тихоня. Назовем его Геной. Он тоже страдает, слушая все эти шумы — и нашу музыку в придачу. От этого ему еще хуже.
Выходит, что измученный меломан, включив музыку, сам вложил силы в образ человека-соседа, которого ненавидел. Потому что воспринимал разных людей как одного. И не желал понять, что у него больше одного соседа.
* * *
Я никого не призываю к многобожию или язычеству. Просто обращаю внимание на то, как единобожие было преподнесено Всевышним и как оно понималось в Израиле. Речь шла не о том, кто существует, а о том, кому ты служишь.
15 Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу.
(Иисус Навин, глава 24)