Блоггеры ждут снег, чтобы наконец-то написать под фотографией с белыми хлопьями, гирляндами и мандаринами:
«с первым днём зимы!»
А киноманы ждут первого декабря, чтобы, пересмотрев накануне все фильмы любимого гения, найти ещё идей и подсмыслов, которыми Вуди Аллен щедро приправляет свои работы. Написать новый обзор и поздравить с Днём рождения! Я не буду стоять в стороне от трендов и также напишу несколько комплиментов про самый вуди -алленовский фильм
«Зелиг» фантастический, до ужаса оригинальный и напичканный потрясающим юмором шедевр Вуди Аллена. Аллен выступает режиссёром, исполнителем главной роли и сценаристом.
Этот «документальный» фильм рассказывает нам историю человека по имени Леонард Зелиг, столь сильно и страстно желающего вписаться в окружающий его мир и быть в нем любимым, что изменяется для этого буквально физически. Он может быть кем угодно — психиатром, гангстером, а уже через минуту музыкантом. Его сверх-способность к мимикрии развита настолько, что ему не составит труда сменить цвет кожи, голос и манеры поведения в зависимости от ситуации.
В общем, Зелиг
— сверхконформист.
И эта, казалось бы на первый взгляд, абсурдная история, при ближайшем рассмотрении оказывается очень жизненной, да еще и сконструированной так, что ты в какой-то момент даже начинаешь верить в то, что это действительно было.
Ведь на самом деле история Леонарда Зелига, и это самое страшное — это история среднестатистического человека, которому легче «подлезть» и приспособиться к другим, более сильным людям, к обстоятельствам, чем отстаивать право на свое собственное «я». Не зря ведь Зелиг на сеансе психоанализа говорит:
Зелиг: Так безопаснее… быть как все.
Юдора: Вам хочется избежать опасности?
Зелиг : Мне хочется, чтобы меня любили.
Доктора Юдору Флетчер, лечащую, а в последствии влюбляющуюся в своего пациента женщину, играет Миа Ферроу (это их вторая картина из одиннадцати совместных работ с Алленом). Образ Юдоры является как бы неким двигателем, помогающим открывать нам новые и новые грани в характере незадачливого конформиста, раскрывать его более полно.
Параллельно со съемками «Зелига», Вуди Аллен работал над фильмом «Сексуальная комедия в летнюю ночь» (тоже с Фэрроу в главной роли), то есть делал одновременно фильм очень легкий и фильм очень серьезный (но так же наполненный юмором). Несмотря на простую форму изложения, «Зелиг» затрагивает очень важную проблему.
Отдельное слово хочется сказать о самих способах съемки фильма. Вуди Аллен стилизует фильм под документальное кино, и практически все актеры, играющие в катрине, на самом деле актерам-то и не являются. Они — непрофессионалы. Например, актриса, играющая Юдору в старости и столь убедительно рассказывающая ее историю, прежде никогда не снималась. В кадре даже появляются реальные исторические личности, такие как Фрэнсис Скотт Фитджеральд, Аль Капоне, Марийон Дэвис, Кэрол Ломбардт, Адольф Менжу и великий Чарли Чаплин, что создает впечатление еще большей документальности.
Картина охватывает примерно десятилетие — от «эпохи джаза» (действие начинается в 1928году) до прихода к власти Адольфа Гитлера. И тут выплывает еще один важный аспект: ближе к концу фильма Сол Беллоу говорит:
«В Зелиге настойчиво говорило желание слиться с массой, он стремился к анонимности — и фашизм дал ему прекрасную возможность реализовать это желание»
И действительно, именно такие люди, как Зелиг, желающие слиться с толпой, но быть якобы «на верху», люди, полностью отказавшиеся от своего «я», и стали, по словам самого Вуди Аллена, «идеальным объектом для фашистской пропаганды», а это, как мы знаем, привело к величайшей трагедии двадцатого (да и не только!) века.
Зелиг — человек без свойств, боящийся быть самим собой и оттого мимикрирующий, подобно хамелеону, под окружающих. Фактом мимикрии психологической и идеологической никого не удивишь, однако герой обладает феноменальной способностью копировать не только поведение окружающих, но и их внешний вид, что делает его национальным героем и чуть ли не святым (наверное, не случайно созвучие фамилии героя немецкому слову Selig-блаженный/ благословенный).
Меня особенно впечатлила та необычайная любовь, с которой прорисованы мельчайшие детали псевдо кинохроники, которые могли бы создать впечатление правдоподобия, если бы эту иллюзию не разбивала всепроникающая ирония режиссера. Каждый кадр в картине переполнен юмором, отчего картину можно смотреть несколько раз, находя все новые штрихи. Комизм происходящего на экране усиливается мастерским, выполненным без заметных стыков, вкраплением реальных кадров документального кино с участием ключевых исторических личностей начала двадцатого века, что создает контраст малозначимой персоне героя.
В «Зелиге» реализовались основы его стиля и тем, к которым он обращался в своей карьере много раз.
Вуди Аллен сказал в своих «Правилах жизни»:
Я не боюсь умирать, просто не хочется при этом присутствовать
И всем его зрителям и почитателям таланта не хочется! Многая лета, великий Режиссёр!