Как приходилось работать на комбайнах без кабины, старшее поколение знает не понаслышке. Место управления комбайном представляло собой небольшую площадку с трубчатым ограждением, из всех удобств, только мягкая покрытая дерматином подушка, на железном инструментальном ящике и брезентовый козырек над головой.
Самоходные комбайны СК-4, пришедшие на смену прицепным, были очень надежными машинами и на них добивались высоких показателей при молотьбе и уборке зерновых культур.
Нередко уборка затягивалась, и приходилось работать при минусовой температуре, все это на открытой площадке в пыли, на ветру. В начале семидесятых , в совхоз привезли первые две кабины на СК-4. Выглядели из себя, застекленная будка с дверями, которая ставилась, вместо ограждения на площадку управления комбайном. В ней даже был предусмотрен световой плафон, солнцезащитный козырек и опускающееся на двери стекло. Но , и это уже был прогресс.
Такие кабины поставили на комбайны двух старых передовиков, что они , как сказал парторг : «Добивались еще более лучших показателей в уборке урожая». На следующий год, кабинами оснастили уже половину парка комбайнов. Эти простые застекленные будки значительно облегчили условия труда комбайнеров, появилась защита от ветра и пыли.
Комбайны «Сибиряк» шли уже с кабинами и кроме всего прочего, имели уже мягкое подпружиненное сидение, вытяжной вентилятор. Комбайны «Колос», «Нива» вообще казались верхом комфортности, имели просторные кабины с хорошим обзором и удобным управлением.
В начале восьмидесятых, вообще уже все комбайны в совхозах были с кабинами, чего не скажешь о небольших тракторах Т-25 и Т-16, которые были заняты на многих сельских работах.
Хотя, в ту пору, они уже комплектовались на заводах кабинами, но по иронии Советского планового распределения, трактора с кабинами поступали в южные республики, а к нам, только с трубчатым каркасом безопасности и брезентовым верхом. Механизаторы, работавшие на Т-25, умудрялись приспосабливать кабины от списанных комбайнов СК-4 или обшивать застекленными фрагментами каркас кабины трактора. Порой получались удачные варианты, не хуже заводских.
Сейчас нет смысла сравнивать прошлое и настоящее.
Раньше в селах кипела жизнь, механизаторы работали на технике, а сейчас даже при наличии новой комфортабельной сельхозтехнике, очень трудно найти молодого тракториста , пожелавшего остаться в селе и согласного работать на этой технике.