Найти тему

Паровоз, который спас десятки тысяч жизней

Когда пассажиры Путешествуют по железной дороге из Москвы в Санкт-Петербург, то проезжают мимо старого паровоза. Стоит он на небольшом отдалении от вокзала г. Тверь. С виду-обычный памятник железнодорожникам, которых хватает на территории СНГ, но на самом деле у этого паровоза очень интересная и героическая история.

Именно так видят паровоз проезжающие путники
Именно так видят паровоз проезжающие путники

История паровозов серии "ЭМ".

Паровозы серии "Эм" являлись дальнейшей модификацией ещё дореволюционного паровоза серии "Э", которого машинисты называли "Эшак" или "Эхо". Аббревиатура "Эм" расшифровывалось как "Эховский Модернизированный".

Впервые паровоз серии "Эм" был испытан в 1931 году. Это был локомотив с нефтяным отоплением и полностью клепаным котлом. Первая серия была выпущена Ворошиловградским тепловозостроительным заводом. Тестирование новой продукции проходило на Октябрьской железной дороге. До этого на ней уже были испытаны многие паровозы предыдущих моделей. Работа паровоза на малых скоростях и с большой силой тяги изучалась на 6 % подъеме на участке Мстинский мост-Торбино. Для больших скоростей идеально подходил участок Бологое-Калинин (Тверь). Этот участок был прямым и имел небольшой уклон в сторону Калинина. Опыты производились с целью выявления «выигрыша мощности» и влияния повышения давления на экономичность по сравнению с паровозом предыдущей серии "Эу".

Вид паровоза в профиль
Вид паровоза в профиль

В 1938-40 годах большая часть паровозов серии "Эм" была переделана. Изменения затронули основные параметры паровоза. Был установлен пароперегреватель Шмидта, подогрев воды в тендере и др.

Паровозы серии "Эм" активно использовались в годы ВОВ. После войны они ещё долгое время использовались по прямому назначению, но всё же были вытеснены более современными паровозами серий "Л" и "П36".

Всего было построено 2325 паровозов данной модификации.

Бортовой номер Тверской "Эмки"
Бортовой номер Тверской "Эмки"
Не простые механизмы паровоза
Не простые механизмы паровоза

Паровоз со станции Тверь носит бортовой номер Эм725-39. Этот локомотив был изготовлен Брянским заводом «Красный Профинтерн» в 1933 г. После постройки, его передали в депо г. Калинин. До Великой Отечественной Войны он водил товарные поезда по Октябрьской железной дороге.

Для установки памятника была специально подготовлена насыпь
Для установки памятника была специально подготовлена насыпь

Героические странички в истории этого паровоза начинаются именно в годы Великой Отечественной войны. В то время, на паровозом Эм 725-39 управляло две калининские поездные бригады. Возглавляли их машинисты И. И. Громов и И. А. Алексеев. Героические поздные бригады, вместе со своим паровозом, перевозили провизию, военную технику, солдат, а так же раненных бойцов.

Среди маршрутов их следования был и блокадный Ленинград. Добирались они туда по дороге, которая располагалась вдоль южного побережья Ладожского озера. Так же этот путь известен как "Дорога Победы". Большая часть маршрута простреливалась немецкой артиллерией. Не редко, они попадали под обстрел вражеской артиллерии и авиа налёты. Водить поезда по "Дороге Победы" было настоящей боевой задачей со смертельным риском. В 1943 году поезда доставили в Ленинград 4 миллиона тонн грузов, в том числе 630 тысяч тонн продовольствия. Это в три раза больше, чем знаменитая ледовая «Дорога жизни». Трудно представить сколько десятков тысяч жителей блокадного города было спасено благодаря героическому труду поездных бригад непосредственно этого паровоза.

грозный взгляд паровоза
грозный взгляд паровоза

Памятная табличка как напоминание о героических машинистах и их машине
Памятная табличка как напоминание о героических машинистах и их машине

О героическом подвиге Тверских паровозных бригад паровоза Эм725-39 рассказывает отрывок из статьи Г. Шеманского:

«Нелегкой была боевая вахта калининских паровозных бригад. Нередко машинистам И.И. Алексееву, И.А. Громову с помощниками Г.Д. Алехиным, Н. Яшкиным и кочегаром Н. Федоровым приходилось вести эшелоны по огненному коридору. Однажды – это было как раз в белые ночи – И.И. Алексеев вел состав от Шлиссельбурга. И вдруг на перегоне у станции Жигарево он увидел впереди эшелон, подвергшийся арт­обстрелу. Бригада, не выдержав плотного массированного огня, покинула паровоз. Положение создалось тяжелое. Впереди путь закрыт, а сзади, с интервалом в пять минут идут очередные поезда… Иван Иванович принял смелое, невероятное по тем временам решение – толкать своим паровозом впереди идущий состав – и успешно вывел из-­под обстрела сразу два эшелона…»
А с 2000 года ещё и государством как памятник истории и культуры
А с 2000 года ещё и государством как памятник истории и культуры
На площадку можно забраться
На площадку можно забраться

После войны паровоз передан в депо Хвойная. В 1972 году возвращен в депо г. Калинин. Ещё девять лет он эксплуатировался в качестве маневрового. В 1983 г. поставлен на вечную стоянку возле железнодорожного вокзала.

Согласно постановлению Законодательного Собрания Тверской области от 29.06.2000 № 520-П-2 паровоз Эм 725-39 отнесен к памятникам истории и культуры местного значения.

Примечательный факт:

  • Паровоз Эм 725-39 на станции Тверь находится в резерве, на случай аварийной ситуации и выхода из строя основной системы отопления в близлежащем жилом районе.
  • После возвращения паровоза в депо г. Калинина, почетным машинистом паровоза был назначен Иван Иванович Алексеев.

Если вы хотите узнать на какую станцию до сих пор приходит регулярно Паровоз, то рекомендую прочитать мою статью.