Турецкое вторжение в Сирию почти наверняка станет трагедией для уязвимых меньшинств региона, но цепь событий, которые оно может привести в действие, гораздо легче предугадать, чем предвидеть заранее.
Сирийские курды всегда знали, что Соединенные Штаты предадут их, но никто не ожидал, что их оставление будет столь внезапным и жестоким.
В шоковом развороте политики США в Сирии Президент Трамп заявил в Twitter, к ужасу своих союзников SDF во главе с курдами и своей собственной администрации, что он не будет стоять на пути давно угрожаемого вторжения Турции в курдскую автономную администрацию Северо-Восточной Сирии (AANES).
Тем самым Трамп отменил американскую политику в Сирии, разрушив заверения как местных союзников, так и международных партнеров в том, что жертва SDF в 11 000 бойцов в кровавой войне против Исламского государства будет возмещена какой-либо формой переговорного урегулирования с Турцией или, по крайней мере, защитой от мести турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
То, что этот шаг был сделан сразу же после того, как американские войска наблюдали за разрушением тщательно подготовленных оборонительных позиций SDF, построенных для замедления прогресса турецкого нападения, только подчеркивает чувство предательства среди SDF.
"Жертвы, которые мы принесли, чтобы победить Исламское государство, были не только служением нашему народу, но и служением Соединенным Штатам, Европе и всему международному сообществу, которые столкнулись с реальной и настоящей угрозой терроризма”,-написал Ильхам Ахмед, сопредседатель руководящего органа Сирийского демократического совета ААНЕС в своей статье в Washington Post . "Мы ожидали, что наши жертвы и обязательства будут вознаграждены натурой. Вместо этого теперь нас предали.”
Теперь силы SDF не только отчаянно борются за сохранение своей с трудом завоеванной автономии на всем 300-километровом участке границы, но и вполне могут бороться за свое выживание.
Другие Влиятельные Брокеры
Перед лицом значительно превосходящих сил государства-члена НАТО, их лучшая надежда состоит в том, чтобы удерживать как можно больше Земли, прежде чем некоторые средства международного давления могут положить конец турецкому натиску.
Но непонятно, когда такое международное давление придет. На момент написания настоящего доклада международное осуждение турецкого наступления еще не сопровождалось какими-либо значимыми действиями. Генерал безопасности НАТО Йенс Столтенберг призвал Турцию "действовать сдержанно", хотя никакого механизма для дисциплинирования Эрдогана в вероятном случае, если он решит иначе.
Франция, Германия и Великобритания созвали экстренное заседание Совета Безопасности ООН, а Европейский Союз призвал Турцию “прекратить односторонние военные действия”, добавив, что “любая попытка демографических изменений была бы неприемлема для нас”, однако европейские державы, в военном отношении более слабые, чем сумма их частей, и в конечном счете зависящие от США в плане своей безопасности, вряд ли будут предпринимать какие-либо конкретные меры для прекращения турецкого наступления. По отдельности страны ЕС Финляндия, Норвегия и Нидерланды объявили в пятницу о прекращении продажи оружия Турции, а министр обороны Швеции Петер Хюльквист заявил о своей поддержке международного эмбарго.
Остро осознавая политическую уязвимость ЕС, Эрдоган в четверг пригрозил “открыть ворота и отправить 3,6 миллиона беженцев своим путем", повторив свою вооруженность беженцев в качестве политического инструмента во время миграционного кризиса 2015 года.Председатель Совета ЕС Дональд Туск ответил в пятницу, заявив ,что " Турция должна понимать, что наша главная озабоченность заключается в том, что их действия могут привести к очередной гуманитарной катастрофе, что было бы неприемлемо. И мы никогда не допустим, чтобы беженцы были вооружены и использовались для шантажа против нас.”
В Соединенных Штатах осуждение Гамбита Эрдогана принесло редкий двухпартийный консенсус во фракционный политический дискурс нации, причем старший союзник Трампа Линдси Грэм предложил Конгрессу законопроект, устанавливающий широкие экономические и военные санкции против Турции и ее руководства, если турецкие шаги не будут остановлены и военные выгоды не будут отменены.
Тем не менее, к тому времени, когда этот законопроект будет принят — если он будет принят — Турция, вероятно, достигнет своих основных целей, и все это будет слишком поздно для SDF.
гуманитарная катастрофа
До сих пор турецкие силы и их повстанческие ополченцы-посредники добились лишь относительно ограниченных успехов, сосредоточившись в деревнях, окружающих пограничный город Таль-Абьяд с арабским большинством населения и этнически смешанный город Рас-эль-Айн, но их превосходящая численность, снаряжение и подготовка почти наверняка победят.
Плоский, невыразительный ландшафт северо-восточной Сирии благоприятствует бронетанковой атакующей силе, а почти полное отсутствие у SDF современного тяжелого вооружения — условие американской поддержки, на котором Эрдоган давно настаивал, — еще больше ограничивает возможность устойчивого сопротивления SDF.
Почти все население северо-восточной Сирии живет вдоль этого открытого участка границы, многие из которых, как курды, так и христиане, происходят от беженцев 20-го века турецких геноцидов. До сих пор, по данным курдских источников, по меньшей мере 28 мирных жителей были убиты турецкими бомбардировщиками, а более 100 000 человек покинули свои дома. Пятеро мирных жителей были также убиты в пятницу в результате взрыва заминированного автомобиля ИГИЛ в приграничном городе Камышлы, уже подвергшемся обстрелу со стороны турецких сил.
То, что местные жители боятся значительно усиливается повторением января 2018 завоевания Африн, курдский-регион на северо-западе Сирии вторглась турецкая армия и поселился с сирийских арабских и туркменских повстанческих группировок, лояльных к Эрдогану, которые везут сотни тысяч курдов из своих домов, и занимаетсяпостоянной натиск убийства, кражи и изнасилования. Осквернение религиозных объектов и присвоение земель и имущества местного курдского населения встретили лишь ограниченное осуждение со стороны западных союзников Турции, которые, по мнению курдских властей, заложили основу для того, чтобы Турция предприняла попытку этнической чистки в гораздо более широких масштабах.
Центральное место в этой новой кампании самого жестокого и преступного из повстанческих ополчений, развернутых в Африне и в беззаконной северной части Алеппо Евфратской защитной зоне Турции, является источником страха для гражданских лиц на северо-востоке Сирии, особенно курдов и христиан, которые, скорее всего, пострадают от их грабежей.
Угроза ИГИЛ
Эти опасения по поводу насильственного перемещения усиливаются открытыми угрозами Эрдогана переселить миллионы главным образом арабских беженцев в завоеванные курдские и христианские районы северо-восточной Сирии в плотной цепи городов и деревень, запланированных для изменения демографического баланса региона, что является явным нарушением международного права, о чем Эрдоган недвусмысленно предупреждал международное сообщество, в том числе Соединенные Штаты.
В бурной серии твитов в среду Бретт Макгарк, бывший посланник США в международной коалиции по разгрому ДАИШ и главный архитектор американского альянса с SDF, осудил вторжение Эрдогана в Сирию и подчеркнул снисходительные отношения Турции с ИГИЛ, которые позволили джихадистской группировке распространиться в первую очередь.
"Турция перекрыла любое серьезное сотрудничество с ИГИЛ, даже когда 40 тыс. иностранных боевиков текли через ее территорию в Сирию,-написал Макгарк. - Таль-Абьяд, сирийский пограничный город, был главным маршрутом поставок для ИГИЛ с 6/14-6/15, когда оружие, взрывчатые вещества и боевики свободно текли из Турции в Ракку и в Ирак. Турция отказалась от неоднократных и детальных просьб закрыть свою сторону границы с помощью и помощью США.”
Тысячи этих боевиков ИГИЛ и их семьи в настоящее время находятся под стражей SDF в убогом и все более беспокойном лагере Аль-Хоул в Восточной пустыне Сирии, причем SDF предупреждают, что они будут вынуждены вывести свои и без того недостаточные силы охраны для защиты своих северных границ от турецкого вторжения. Отказ от этих постов представляет собой явную и настоящую угрозу для западной безопасности, но Трамп просто отмахнулся от нее в среду с утверждением, что, поскольку они, вероятно, отправятся в Европу, это не было американской заботой. Воспользовавшись турецким обстрелом, пятеро заключенных ИГИЛ сбежали из находящегося под управлением SDF тюремного лагеря в пятницу днем.
Грядущий Хаос
Хотя резкий отказ Трампа от SDF привел к срочному международному кризису, корни сегодняшней катастрофы лежат глубоко внутри внутренних противоречий и неясностей запутанной сирийской политики Америки.
Первоначальная поддержка США сирийских повстанцев, борющихся за свержение Асада, поколебалась, поскольку стало ясно, что, как и в Ливии, результаты их победы не обязательно укрепят мир и глобальное положение Америки. Тот факт, что многие из тех же самых групп, которые когда-то были вооружены США, которые теперь предупреждают политический истеблишмент Америки, находятся под угрозой совершения этнических чисток и геноцида в северо-восточной Сирии, подчеркивает непоследовательность американской политики, выделенной наиболее четко, когда поддерживаемые ЦРУ повстанческие группировки сражались с группировками SDF при поддержке Министерства обороны по всей северной Сирии.
Первоначальное сотрудничество против правительственных сил между ССА и ополченцами YPG в северной Сирии пошатнулось, поскольку поддерживаемые Турцией повстанческие ополчения изгнали курдов из их домов в деревнях северной сельской местности Алеппо в 2013 году и осаждали курдский анклав Алеппо Шейха Максуда прямо до их окончательного разгрома сирийскими правительственными войсками при поддержке России в 2016 году, поражение воспользовалось YPG в их оппортунистическом завоевании повстанческой территории во время краха повстанцев. Одновременно светские ополченцы ССА, враждебно настроенные к джихадистскому захвату сирийского восстания, перешли на сторону SDF или были вытеснены группировкой "Аль-Каида ""Джабхат ан-Нусра". Эти группы сражались вместе с SDF,как свидетельствуют VICE News в боях против ИГИЛ по всей восточной Сирии, а теперь воюют против своих бывших союзников ССА на фронтах Манбиджа, на западном краю зоны контроля SDF. Когда-то объединенные революцией против Асада, сегодня, однако, обе группы ССА, поддерживаемые Турцией и SDF, теперь в основном заняты борьбой друг против друга, сражаясь и умирая под одним и тем же повстанческим флагом в войне, которая долго откладывалась от своей первоначальной цели.
Турецкое правительство утверждает, и не без оснований, что, поддерживая SDF, полученную в конечном итоге от движения РПК, борющегося с турецким правительством за автономию на юго-востоке большинства курдов Турции, Америка угрожает национальной безопасности Турции. SDF, в ответ, отмечает, что мирные переговоры между РПК и турецким правительством шли хорошо в первые годы Гражданской войны в Сирии, и что только возвращение к Всеобъемлющим мирным переговорам может решить этот горький, десятилетний конфликт, предложение, которое Соединенные Штаты не проявляли интереса к преследованию даже в дни относительной стабильности до Трампа.
Хаотичная политика Трампа в Сирии только добавит больше веса укреплению позиций России в регионе. Министр иностранных дел России Сергей Лавров намекнул на этот исход, критикуя действия Трампа в среду, предупредив, что, сначала поддерживая курдскую автономию в Сирии, а затем внезапно отказываясь от своих союзников, Соединенные Штаты “играют в очень опасные игры”, добавив, что “такое безрассудное отношение может поджечь весь регион."Вполне возможно, что Турция прекратит свое наступление после захвата одного или двух приграничных городов, или же с такой же вероятностью она будет продвигаться через пустыню к самому дальнему краю территории SDF, изгнание сотен тысяч людей из своих домов и потенциальное возобновление курдского конфликта в самой Турции.
В отсутствие значимого международного давления или помощи со стороны региональных соперников Турции в арабском мире автономная администрация во главе с курдами будет иметь ограниченные средства выживания, открытые для них. Ряд предложений правительству Дамаска уже отвергнуты сирийским заместителем министра иностранных дел, а дипломатическое прикрытие Россией турецкого наступления свидетельствует о том, что Турция, выводя Америку из региона, действует в угоду интересам Путина.
С ростом нестабильности в Ираке, Иран и Саудовская Аравия прокси-конфликты в Йемене скатываются в открытую конфронтацию, а прокси-конфликт в Ливии между Турцией и ее Братьями-мусульманами союзник Катар с одной стороны, и Египет и ОАЭ с другой, более широкий Ближний Восток вступил в период эскалации напряженности без видимого пути выхода. В основе нестабильности лежат два все более изгоев актора, играющих друг с другом для широко дестабилизирующих целей: Турция Эрдогана, долгое время агент регионального хаоса, а теперь и сама администрация Трампа. Турецкое вторжение в Сирию почти наверняка станет трагедией для уязвимых меньшинств региона, но цепь событий, которые оно может привести в действие, гораздо легче предугадать, чем предвидеть заранее.