Найти тему
Дмитрий Бондаренко

"Гибель богов" (1969)

27 февраля 1933 года Адольф Гитлер уже чуть меньше месяца является рейхсканцлером Германии. Но смена власти пока не может потревожить покоя в фамильном замке промышленников фон Эссенбеков, ведь именно в этот день празднуется очередной день рождения патриарха – барона Иоахима фон Эссенбека. Поначалу все идет как запланировано, но в этот же день начинается пожар Рейхстага и кто-то убивает старого барона…

Как всем известно, первоначально Адольф Гитлер возглавлял т.н. «коалиционное» правительство при рейхспрезиденте Пауле фон Гинденбурге. Поэтому в течение первого года своего правления Гитлер еще был не полностью всесильным, но он активно маневрировал для достижения своей конечной власти – абсолютной власти. И действие фильма происходит в первый год правления Гитлера.

Для показа постепенной дезинтеграции старой Германии режиссер концентрирует свое внимание на старой прусской аристократической семье фон Эссенбек. В начале фильма еще жив патриарх семьи – старый барон, - олицетворяющий старую Пруссию, имеющую невысокое мнение об «ефрейторе». Но старый барон всегда руководствовался интересами концерна и он вынужден «выбросить кость» нацистам и назначить функционера СА Константина в качестве вице-президента концерна, сместив оппозиционно настроенного Герберта.

Но нацистам недостаточно «одной кости», они хотят заполучить себе весь концерн (Германию). В фильме в роли центральной фигуры нацисткой партии выступает хитроумный и расчетливый гауптштурмфюрер СС Ашенбах, ставший кукловодом всех событий фильма. Поначалу он организовывает убийство старого барона, чтобы стравить различные группировки семьи фон Эссенбек. Но этого пока недостаточно, чтобы заполучить контроль, а нацисты пока не могут позволить себе действовать «нахрапом».

-2

В диктатуре успеха добиваются самые бесчестные и беспринципные люди, независимо от их социального происхождения. Поэтому поначалу Ашенбах делает ставку на амбициозного простолюдина Фридриха Брукмана и проталкивает последнего на пост президента концерна. Фридрих, подталкиваемый своей любовницей Софи фон Эссенбек, пытается вести самостоятельную игру и совершает роковую ошибку – думает, что сможет подмять под себя  нацистов.

Но диктатору не нужны равные соратники, способные мыслить самостоятельно и имеющие возможность объединиться и свергнуть диктатора. Диктатуре нужны безличные и разобщенные исполнители, которые могут быть в любой момент уничтожены и заменены на другие безликие фигуры. А те фигуры, которые возомнят себя соратниками, будут уничтожены в первую очередь.

-3

Как известно нацисты объявили Фридриха Ницше своим философом. Солдатам Вермахта раздавали копии «Так говорил Заратустра», а сестра философа объявила Гитлера воплощением ницшеанского сверхчеловека. Но настоящее учение Ницше было далеко от национал-социалистического движения, просто отдельные его фрагменты были умело выдернуты из контекста.

В качестве идеального нацистского «сверхчеловека, стоящего за гранью Добра и Зла» выступает внук старого барона – Мартин. Мартин снедаем множеством комплексов психического и сексуального характера, которые он вынужден прятать в старой Германии. Но смена власти в Германии позволяет Мартину занять центральное место на сцене и перед нами предстанет не воспитанный аристократ, а больной психопат.

-4

Именно такие, как Мартин, нужны нацистской диктатуре. Именно такие, как Мартин, готовы пожертвовать чем угодно, чтобы удовлетворить свои истинные желания. Если они получат способ удовлетворить свои желания, они будут по-собачьи преданы власти и будут готовы совершить любую гнусность для своего хозяина и покровителя. И именно про них напишут книги и снимут фильмы и именно их будут помнить в качестве главных садистов и палачей.

Символично, что по мере усиления роли Мартина происходит консолидация власти нацистов в Германии. Одной из ключевых сцен фильм является «Ночь длинных ножей» - расправа нацистов со своими соратниками. А вскоре после этой расправы умирает фельдмаршал Гинденбург и уже больше ничто не удерживает Гитлера на его пути к абсолютной власти в Германии.

-5

Лукино Висконти снял потрясающий фильм о зарождении нацизма и гибели старой Европы. Этот фильм нужно постоянно пересматривать, чтобы открывать для себя новые грани. Рекомендую посмотреть этот фильм в паре с «Мефисто» Сабо.

Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/42345.html.