Найти тему
Умудренная опытом

«Дети с ключом на шее»

Мысль о том, что разным поколениям трудно найти общий язык, не нова – репликами из серии «ну и молодежь пошла» наверняка обменивались еще питекантропы. И многие, отвозмущавшись, пытались понять, почему так происходит. Одно поколение – это где-то 20-23 года. И каждое поколение имеет свое имя, начиная с 1903 года. Так в России люди, рожденные в 1903-1923 годах – это поколение победителей (строителей), поколение 1923-1943 годов – это «молчаливое» поколение. 1944-1963 – поколение бэби-бумеров (поколение послевоенного демографического взрыва). В период 1964 – 1984 годов родилось поколение, которое назвали Х. 1985 -2002 – поколение Y (миллениалы), 2003 – 2023 – поколение Z (хоумлендеры, или домоседы).

И каждое поколение формируют 4 важных аспекта. Первый – это воспоминания о значимых событиях в жизни страны (Олимпиада-80, война, полет Гагарина и т.д.) – тех, о которых знают все дети поколения. Второй – слова-агитки, которые постоянно на слуху («Миру - мир», «инновации», «цифровизация» и т.д.). Третий аспект – это те жизненные принципы, которые родители с детства внушают своим детям (типа «трудности закаляют», «скромность украшает» и т.д.). Четвертый аспект – это наличие дефицита того, чего не хватало детям предыдущего поколения.

И в зависимости от того, что ценно в поколении, и строятся его представления о том, что такое правильная жизнь.

Так в чем же состоит основная проблем отцов и детей? Если у поколения есть какой-то приоритет, и оно не видит его у другого, то начинает выражать претензию. Например, поколение Х (1964 – 1984 года рождения), считает, что миллениалам не хватает глубины знаний. Для «иксов», которые поступали в институт в одной стране, а заканчивали его в другой, быть глубоким профессионалом – это очень важный навык выживания. Это поколение усвоило: все может поменяться, не меняется только то, что ты умеешь и знаешь.

Так же как наши бабушки и дедушки запомнили, что запасы (соль, спички, сахар и т.д.) никогда не должны кончаться, а еду нельзя выкидывать. И что бы ни происходило, они упорно делали запасы и заставляли своих внуков доедать все, что лежит на тарелке.

А теперь краткая характеристика каждого поколения. Беби-бумеры (1944-1963) – дети коммуналок, непревзойденные трудоголики, для которых очень важно дело, которым они занимаются. Они, как никто, любят грамоты и награды). Следующее поколение Х (1964 – 1984) часто называют «детьми с ключом на шее». Они сами ходили в школу и кружки, сами делали уроки, разогревали обед, оставались подолгу одни в квартире. В итоге они досконально вникают во все, чем занимаются, делают выводы, лишь исходя из собственного опыта, крайне ценят профессионализм и наличие осязаемых перспектив. И очень ценят время: они ненавидят очереди и пробки, между бесплатной и платной поликлиникой выберут, при возможности, последнюю, да и в ту пойдут лишь в крайнем случае, так как не доверяют врачам.

Миллениалы ценят свое тело, именно от его состояния зависит жизнь. Отсюда любовь к экопродуктам, БАДам, ЗОЖу и т.д. Миллениалы активно перемещаются по городу на велосипеде или скейте вместо личного авто. Они спокойно меняют работу и жилье. Заинтересовать меллениалов можно игровыми механиками и веселой компанией. Это дети, которые окончили школу уже в новом тысячелетии и для них крайне важно быть современными – жить в современном окружении, пользоваться самыми передовыми технологиями.

Поколение Z (2003 – 2023) сейчас нагружены сверх меры, они учатся по 6-8 уроков, ходят на кружки и тренинги, изучают языки. При этом перебора знаний у «зетов» нет, но есть очень большой запрос на практичность. Интересно, что «иксам» нравится гулять по торговым центрам, миллениалам торговые центры вообще дом родной. «Зетам» торговые центры не интересны. Кстати, буква Z в названии поколения – это первая буква слова zoom, жест рукой приближающий картинку на смартфоне. Это поколение очень пристальное. Несмотря на все слухи о клиповом мышлении, уже давно видно, что эти дети очень хорошо запоминают, внимательны к деталям. Из такого поколения обычно выходит много ученых, которые серьезно двигают науку вперед. И в этом они схожи с довоенным поколением «молчунов», которое создавало советскую науку.

Эта схожесть напоминает некоторую цикличность в развитии. И по какой причине она случается, остается только догадываться. И зная особенности того или иного поколения, можно легко найти общий язык со своими детьми и внуками.