Современные города должны стать «живыми и зелеными» для успешного противостояния все усиливающейся летней жаре. Индийские живые мосты из корней деревьев – это настоящее инженерное «чудо», подробно изученное и описанное специалистами из Технического университета Мюнхена.
Живое инженерное «чудо»
Жизнь многообразна и помимо огромных и рекордных многокилометровых мостов людям требуется множество сравнительно небольших мостиков и удобных переходов. В 2019 году специалисты из Технического университета Мюнхена опубликовали первые результаты масштабной исследовательской работы, посвященной изучению «почти неизвестных» индийских живых мостов из корней деревьев.
Эти полезные сооружения, простирающиеся в длину до 50 м над реками и оврагами, представляют собой настоящие инженерные «чудеса», которые могут служить отличными развивающими уроками и для современных архитекторов.
Ученые обследовали и нанесли на карту 74 живых моста на горном плато Мегхалая в Индии, построили трехмерные модели необычных конструкций и утверждают, что эти сооружения могут быть полезны в современных городах, особенно в условиях жаркого климата.
В отличие от достаточно традиционных мостов из дерева или бамбука, живые мосты сооружаются из воздушных корней индийского каучукового дерева (Ficusastica). Обобщенная схема строительства выглядит так: на каждом берегу реки или оврага высаживается рассада. Затем, когда воздушные корни достаточно прорастают над землей, они обвиваются вокруг каркаса из бамбуковых или пальмовых стеблей и направляются к противоположному берегу. По мере преодоления необходимого расстояния – корни внедряются в почву на другом берегу.
«Действительно невероятно, насколько эти мосты сильны и со временем они становятся сильнее. Они действительно привязаны к земле и не оказывают какого-либо негативного воздействия на окружающую среду – они ее часть», – утверждает профессор Фердинанд Людвиг.
По мере естественного развития корни индийского каучукового дерева образовывают сложные структуры, реагируют на механические нагрузки вторичным ростом и создают стабильные и безопасные мосты. Для создания живого моста длиной около 20 м требуется не менее 10 лет, при этом мост становится устойчивым и некоторые переходы через реки даже оборудованы каменными плитами.
Вполне понятно восхищение ученых, обнаруживших удивительные и малоизученные инженерно-строительные объекты. И действительно, регулярное создание надежных живых мостов протяженностью до 50 м, вызывает уважение к этой технологии. Изучение индийского опыта поможет современным городам эффективнее бороться с повышением температуры.
Технология живых мостов может вполне органично дополнить концепцию «губчатых городов» (Sponge City), активно развиваемую в последние годы в Китае и Германии. Необходимость создания и реализации на практике стратегии «губчатый город» вызвана обилием асфальта, бетона и цемента в современных городах.
Исследователи утверждают, что воздушные корни вполне могут быть продуктивно использованы для создания разнообразных навесов и козырьков для затенения пешеходных дорожек, а может даже и в качестве основы для небольших пешеходных мостов.
Многим все еще кажется невероятным использование больших «зеленых массивов» в современных городах, но эта тенденция постепенно становится все более масштабной. Например, в Париже готовится к открытию самая большая в мире городская ферма на крыше – настоящие «грядки в небоскребах», а новые небоскребы все чаще используют «зеленую идею» уже знаменитой жилой башни Agora Garden Tower.
Ссылка на научную публикацию «Живые мосты…»