Сердце католичества - Ватикан. Сердце ислама - Мекка. Сердце православия - Москва (как третий Рим, а четвёртому не бывать). А к какому же центру ехать протестантским паломникам?
Самый главный предводитель протестантов
Ответ простой. Сердце каждого человека и есть центр протестантской веры, а ещё лучше - семья как центр веры. Воспитанные на учениях самого главного протестанта, Мартина Лютера, его последователи свято верят в спасение одной верой. Деяния тоже нужны, но они - не главное, а производное от горячей веры в то, что Христос претерпел ужасные страдания ради каждого человека на земле и во все времена. Человек, уверовавший в истинную миссию Христа уже не сможет жить только ради себя. Благие дела посыпятся тогда сами собой как из рога изобилия.
Лютер даже загнал послание Якова в самый конец своей Библии на немецком, где обычно никто ничего не читает. Почему? Да потому что Яков (кстати, James по-английски) писал о вере мёртвой, если она не сопровождается добрыми делами. Вот Лютер и решил немного отредактировать Библию, составленную ещё православными, во времена до откола католичества от единого ствола христианства.
Когда Лютер приколотил свои легендарные "95 Тезисов" к дверям одной немецкой церкви в Священной Римской Империи (ни одно из слов в названии которой не соответствовало действительности), год шёл 1517. Вскоре сформировалась лютеранская церковь с мощной поддержкой немецких аристократов, по своим причинам далёким от поиска личного спасения души.
Рассыпаясь как горох
Потом появились и кальвинисты, и анабаптисты, и все остальные разные ответвления. Огромный кусок христианства, который шесть столетий считался единым католичеством, рассыпался на мелкие осколки, как перегоревшая лампочка внутреннего накала, брошенная со всей дури о стенку. Вот эти мелкие осколки, если их рассмотреть всех вместе, и называются протестантизмом. Одним из осколков, кстати, является и мормонское христианство, и свидетели Иоговы, и многие другие христианские секты.
Тенденцию развития протестантских церквей можно было распознать уже в 16 веке: непрекращающееся раздробление каждого осколка на ещё более мелкие. Причины могут быть совсем разные. Например, Лютер и Цвингли (протестант из одного из швейцарских кантонов) в 1520-х годах совпадали по многим пунктам своего вероотступничества от католической церкви, но не совпали в одном. Лютер верил в действительное присутствие Христа в святом причастии, а Цвингли - в чисто символическое. Чуть до мордобоя дело не дошло во время тех очень известных дебатов 1529 года в Марбурге.
А вот пример уже из 2019 года. У одного моего американского ученика отец служил пастором в церкви. Переругался с начальством из-за отступления от святого писания. Например, Библия не предписывает празднования Дня рождения Христа, а мы празднуем. Вот пастор и откололся от своей прежней церкви, основав при этом свою собственную секту с новыми единомышленниками.
Если в Европе разные протестантские секты ещё старались кое-как и безуспешно удерживать единство паствы, то в Америке уже никто и не старается. Мели Емеля - твоя неделя.
Стол с ужином
С другой стороны, я много раз сталкивался в Америке с таким понятием как алтарь в виде стола с ужином (dinner table as a family altar), то есть каждая христианская семья, которая усаживается за ужин, вместе разламывает хлеб и служит свою службу. Читают отрывки из Библии и обсуждают их вместе.
Естественно, здесь нет того единства, к которому привыкли православные. Православная церковь - это тело Христово, а храм - просто здание, в которое православные идут молиться. Таким образом, у протестантов есть свои храмы, а вот тело Христово под большим вопросом. Маленькие секты, например, убеждены, что они являются этим телом Христовым и одни они знают путь спасения, а остальные 99.9 процентов христиан - заблудшие овцы.
Сердце каждого человека
Как бы то ни было, центра у протестантов (кто не католики и не православные) быть не может, зато семья стала центром протестантского мира для отдельных людей. А если нет семьи, то каждая отдельная душа или сердце - центр христианского мира. Кажется, Лев Николаевич Толстой согласился бы с таким заявлением.
Это мне напоминает одну интересную теорию о центре вселенной. Называется она антропоцентризм, согласно которой каждый человек - центр вселенной, своей индивидуальной вселенной, но всё же. Однако, это уже совсем другая тема для новой заметки.
Если понравилась статья, жмите палец вверх, подписывайтесь на канал и пишите в комментариях. До новых встреч!
Все мои остальные статьи Вы может увидеть здесь.