Показывали фильм об актрисе Алисе Фрейндлих к ее юбилею. В своем интервью она обмолвилась, что она не жалеет ни о чем, вот только жизнь прошла на удивление быстро.
Я еще не достигла возраста Алисы Бруновны, но тоже могла бы подписаться под этими словами. Да и многие другие – тоже. Недавно обратила внимание, что перестала убирать подальше из шкафа зимнюю или, наоборот, летнюю одежду в связи со сменой сезона. Почему? Да потому что за зимой быстро наступает лето и наоборот. Лето так вообще пролетает молниеносно, уплывает как песок сквозь пальцы. Перестала огорчаться, что воскресенье заканчивается. Почему? Да потому что скоро пятница, а за ней выходные. Перестала покупать вещи, которые когда-то могут пригодиться. Просто поняла: это когда-то может не наступить.
Говорят, что с течением жизни человека субъективное ощущение времени убыстряется. Одна из причин - отсутствие новых впечатлений и вообще каких-то изменений в его внутреннем мире. Каждый день и год человек повторяет одни и те же действия, как будто он на автопилоте. В головном мозге не формируются новые нейронные связи.
Не знаю, насколько верно это объяснение. Разве мало впечатлений у Алисы Фрейндлих, которая до сих пор играет в театре и снимается в кино? Артистам в этом плане должно быть проще: у них каждая роль – это отдельная жизнь. А как быть тем людям, которые много лет работают у какого-нибудь станка, на конвейерной ленте или машинистом на одном и том же маршруте? До какого короткого отрезка впечатлений сжимается их жизнь?
Мне нравится фраза: «Основной ужас рабства заключается не в том, что человек несвободен, а в том, что он не может и не хочет жить иначе». Значит, и новых впечатлений не хочет. В этом плане мы – рабы своих привычек и устоявшихся мнений. Часто мы только собираемся начать новую жизнь с понедельника или с нового года. Я, например, уже несколько раз собиралась.
Сергей Есенин прожил всего-навсего тридцать лет: очень бурную, насыщенную событиями и эмоциями жизнь. Когда ему было всего лишь 26, он написал стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Такое поэтическое рассуждение-сожаление о скоротечности жизни.
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне…
И все. Воображение рисует всадника, который исчезает из вида. Стремительно. Навсегда. Но он хотя бы проскакал на коне, и к тому же розовом.