Часть 1. Библия как источник прав человека
30 ноября в Сахаровском центре прошла на лекцию библеиста и переводчика, доктора филологических наук, профессора РАН Андрея Десницкого.
Библию часто цитируют, чтобы опровергнуть правозащитников. Но сама идея прав человека – оттуда. Именно в библейских текстах зарождались и развивались многие из идей, которые сегодня кажутся нам очевидными. Появление демократии связывают обычно с античным миром, но представление о правах человека, — безусловно, библейское наследие. Само понятие о том, что права есть у всякого человека (а не только знатного, богатого, прошедшего некое особое посвящение и проч.) вытекает из библейского представления о том, что всякий человек есть образ и подобие Бога.
на самом деле трактует права человека Библия? Какие представления о свободах можно вынести из Священного писания? Какие еще нормы, лежащие сегодня в основе современной правовой системы, берут начало в библейских текстах?
Часть 2. Библия: свобода, равенство, рабство?
15 декабря в Сахаровском центре прошла вторая лекция библеиста Андрея Десницкого из цикла, посвященного библейским истокам современной концепции прав человека.
Библия писалась в рабовладельческом обществе и текст ее книг (и Ветхого, и даже Нового Заветов) далек от революционных призывов к отмене рабства – скорее, он признает эти институты в существующем тогда виде. Тем не менее, в Ветхом Завете отношения раба и господина выводятся из сферы частного права (как это было, к примеру, в Риме), они регулируются законом и встраиваются в общую систему правовых отношений внутри общины. В Новом Завете эта идея получает дальнейшее развитие: раб и господин в идеале братья друг другу, хотя их социальное положение различно. Эти наблюдения подводят нас к вопросу о том, как вообще понимается свобода в Библии – это слово в ней встречается крайне редко, но это не значит, что не было самого понятия. Скорее, вместо свободы Библия говорит о спасении и примирении, но за разными словами могут стоять очень похожие понятия (как, впрочем, и наоборот).
Часть 3. Человек и власть в Библии
9 февраля 2017 года в Сахаровском центре прошла третья лекция библеиста Андрея Десницкого из цикла, посвященного библейским истокам современной концепции прав человека.
Отношения между отдельным человеком и властью (царем, государством, традиционной общиной и проч.) обсуждались, наверное, с тех пор, как возникло само понятие власти. Библия здесь не исключение. Раздирая ее на цитаты, представители власти всегда любили приводить те из них, которые требуют от человека полной покорности. Но Библия к цитатам несводима. Вопросы о природе и границах власти, о балансе личной свободы и государственного принуждения, о сочетании прав и ответственности обсуждаются в Ветхом Завете постоянно и на множестве примеров. Многие из них вошли в «золотой фонд» христианской культуры, как, к примеру, история о царе Давиде и Вирсавии, или о Данииле при вавилонском дворе.
Сама идея монархии в Библии оказывается спорной: бог уступает израильтянам в их желании иметь царя, как и прочие народы, но не одобряет его. Новозаветные тексты также говорят очень много об отношении человека к власти, и принцип лояльности сочетается в них с другими, менее очевидными и менее удобными для правителей.
Часть 4. Первые христиане: личность, община, государство
16 марта 2017 года - четвертая лекция из цикла библеиста Андрея Десницкого, посвященного изучению Библии как источника современной концепции прав человека.
Первые христиане смогли завоевать империю изнутри. Как им это удалось и к чему привело?
В середине I века христиане составляли численно ничтожную группу верующих на окраинах Римской империи. Вскоре начались гонения, в том числе и кровавые – империя стремилась избавиться от этого нового культа. Но меньше, чем через три столетия после возникновения христианства империя именно его сделала своей государственной религией. Как это получилось? Какие именно модели поведения, какие социальные реальности первых христианских общин оказались столь притягательными для людей первых веков н.э.? И к каким последствиям привело это «огосударствление» христианства? Был ли у него хотя бы в теории иной путь развития, и мог бы он привести к возникновению иного, более независимого от государственных структур христианства?
Часть 5. Библия и христианская демократия для России XXI века
13 апреля 2017 года состоялась заключительная лекция из цикла библеиста Андрея Десницкого, посвященного Библии как источнику современной концепции прав человека. На этот раз речь пойдет о том, может ли Библия предложить идеи для будущего развития демократии и прав человека в нашей стране.
Попытки создать христианско-демократические партии в 1990-е годы окончились ничем. Формально наша страна считается демократией, о христианстве в ней не говорит только ленивый – можно ли, нужно ли совмещать их? В Библии можно найти очень много всего самого разного. И не удивительно, что библейские цитаты и истории сегодня приводятся для подтверждения самых разных, в том числе и прямо противоположных точек зрения. Где граница между субъективной интерпретацией и произвольной фантазией? Не оказывается ли библейский текст зеркалом, в котором каждый видит собственный портрет? Какое будущее можно предложить на его основании для нашей страны, и будет ли оно связано с идеями демократии и прав человека? Словом, есть ли некие критерии, позволяющие отделить главное от временного и второстепенного и применить это главное к текущей ситуации?
За материал выражаем благодарность Андрею Десницкому!