Найти тему
Лоскутные крылья

5 закулисных тайн портретов. Стыдно, но не видно...

Мальчик лет 7-8 на выставке, присматриваясь к работе, сказал: "Да это же фото!"
Мальчик лет 7-8 на выставке, присматриваясь к работе, сказал: "Да это же фото!"

Только не бросайте в терновый куст! Решилась поведать несколько своих художественных секретов и думок, которые, возможно, присущи не только мне, а ещё каким-то художникам ... Так сказать, расскажу-таки о "тайных муках портретиста перед своими заказчиками". Авось, не съедят меня за это:) А может, даже и больше будут ценить. И всё равно страшновато...

Тайна №1. Современный портретист - это прежде всего копиист, в самом прямом понимании этого слова. Да, нас ещё в вузе учили тренироваться (=учиться) рисовать на копиях работ разных (лучше уже состоявшихся) художников... Да, ещё художники эпохи Возрождения (а то и ранее) придумали пользоваться для написания портретов специальными приспособами - рамками-окошками с нанесённой сеткой, помогающими достоверно и точно перенести изображение человека (или чего-то иного) на холст в нужном масштабном соотношении... И, наверное, грех не воспользоваться современными лайфхаками и программами для того, чтобы работа художника была более быстрой, удобной и красивой. Но почему мы никогда не говорим об этом, и редко кто учит рисовать именно так, как иногда делаю это я?

А я... активно пользуюсь фотошопом и корел-дро для создания нужных мне эскизов, наношу на них клеточки и делаю распечатки для удобства, переношу на холст примерные контуры будущего портрета именно по клеткам (обычно 5х5 см достаточно), а на бумагу - нередко через просвет или другими подобными способами, чтобы добиться максимальной точности и похожести рисуемой личности. Думаете, не доверяю собственному глазу или имею недостаточный опыт? Нет, однако... с натуры ещё писать/рисовать вовсе не разучилась, хотя и редко удаётся такая возможность...

Простите меня, мои преподаватели живописи и рисунка. Но, ещё будучи студенткой, я научилась хитрить: когда надо было сдавать гору набросков, а время поджимало, то в ход шли журналы, фотки и прочая "мёртвая натура", потому что "живой натуры" для позирования набросков как-то не очень наблюдалось поблизости...

А сейчас все пишут портреты только с фотографий, и у каждого художника есть комп с принтером и совершенно нет лишнего времени... Что прикажете делать? Правильно - копировать! Но как именно - некоторым лучше не знать:) Дочь мою в художке этому не учат, пусть тоже глаз и руку набьёт сначала. А тем, кто уже делает на портретах деньги - ветер в паруса, ведь главное - чтобы они получались "живыми и настоящими"!

-2

Тайна №2. Я стараюсь не рисовать неприятных мне людей, а если уж приходится браться за такую работу (ооочень редко), то вряд ли остаюсь ей довольна. Обычно люди заказывают портреты своих близких или себя в паре с любимыми, семейные портреты. И, поверьте, почти не бывает среди них личностей, которых рисовать не хочется. Даже с не очень удачных фотографий удаётся сделать красоту, потому что этих людей любят, и портреты их, соответственно, тоже несут определённую энергетику любви. Но бывает такое, что человек желает заказать собственный портрет, и это, знаете ли, не всегда есть хорошо. Ну то есть, с одной стороны здорово, конечно, себя любить настолько, что тешиться мыслью смотреться на своё изображение денно и нощно... Но вкупе понимаешь, что, видимо, никто этого человека более так сильно не любит, как он сам себя...

Однажды мне позвонила одна знакомая женщина (не могу сказать кто, но имеет она большую значимость в нашем городе) и хотела заказать свой портрет. Я, если постараться, могла бы его нарисовать, пусть медленнее, чем обычно (так как дочка недавно родилась), но могла бы. Однако я извинилась и отказалась от этого заказа, мотивировав это тем, что нахожусь в декрете и мне совсем не до того... Мне просто не очень приятен этот человек, хотя я никогда ей этого не скажу. Как-то так...

-3

Тайна №3. Я верю и понимаю, что у портрета есть душа, и он несёт в себе определённую энергетику, которой я могу с ним обмениваться. Я даже разговариваю с портретами, как со своей кошкой, улитками и собакой... Как с деревьями, птицами и насекомыми... Иногда я вкладываю в портрет слишком много себя самой, и такая работа меня изматывает, иногда чувствую кайф и прилив сил (а вдруг это рисуемый человек отдаёт её мне?)... И порой мне становится не по себе оттого, что я беру на себя такую громадную ответственность "рождать" эти полотна, которые будут жить своей неведомой жизнью в чьих-то домах, на чьих-то стенах, рядом с какими-то людьми. Бред? Возможно... Надеюсь всё-же, что мои работы никому не навредили, по крайней мере за много лет жалоб не поступало, и люди счастливы иметь их у себя, и даже иногда радостно отзываются о том, как эти картины повлияли на их жизнь и судьбу.

Мальчик, для которого была написана эта картина 8-9 лет назад, уже вырос и много путешествует. Джек Воробей до сих пор висит у него над столом (бабушка поделилась).
Мальчик, для которого была написана эта картина 8-9 лет назад, уже вырос и много путешествует. Джек Воробей до сих пор висит у него над столом (бабушка поделилась).

Тайна №4. Я не люблю критику, она выбивает меня из колеи. И еле терплю занудных заказчиков. Поэтому не показываю свои работы в процессе, а только по его завершении. По сложившимся в обществе представлениям "заказчик всегда прав". Согласна с этим лишь в том плане, что задача художника, работающего на заказ - угодить своему клиенту. Иначе он останется тем самым "голодным художником". Нее, голодной я быть не хочу. Я конечно, могу запросто на полдня полностью забыть о еде, увлекаясь творческим процессом, но мои дети так не умеют. Им кушать каждый день и не раз надо, притом одного хлебушка с масличком маловато. Поэтому я тоже стараюсь учесть все пожелания клиента, от которого зависит пополнение моих кармашков. Но если бы эти клиенты ещё хоть немножко разбирались в том, что они порой критикуют и понимали, что некоторые их требования и просьбы реально абсурдны! Слава Богу, такие придирчивые встречаются не так уж и часто... Но, пару раз показав фотографии ещё незавершённых картин, я поняла, что делать этого определённо больше не стоит. Это только я могу, глядя на 3/4 картины, представить в своём воображении законченную работу, к которой стремлюсь, а несведущему в живописи/рисунке человеку это (извините за прямоту) просто не под силу. Он всегда видит каля-баля, слегка похожее на знакомого ему человека, но... "тут вот что-то морщинок многовато", "а нельзя ли убрать эти носогубные складки?", "а как бы приделать ей губы с другой фотографии?", "что-то лицо такое странное", поверьте, так раздражают и мешают творить... Да я всё приведу ещё к идеалу (насколько позволит то фото, которое вы сумели откопать)! Не мешайтесь только у меня под рукой... Ваше право - подправить эскиз на этапе его разработки (вот тут я стерплю всё и придумаю, что сказать, чтобы навязать вам своё видение, если вижу совсем иначе). Ну а если готовая работа вам посмеет не понравиться, вот вам "Книга жалоб и предложений":)

-5

Тайна №5. Иногда я рисую картину, которую должна была сделать, к примеру, в течении месяца, за считанные дни перед самым дедлайном. Да, часто выходит так, что я планирую своё время на работу и творчество порой очень хаотично. В силу определённых причин я редко отказываюсь от заказов, даже если у меня есть уже пара-тройка на ближайшее время. Я стараюсь успеть всё к оговорённому сроку, и заказчики всегда вовремя вручают подарочный портрет своим юбилярам. Но работы, у которых нет таких сроков, могут при этом отодвигаться на второй план, и по времени исполнения длиться гораздо дольше, чем на них реально требуется. К тому же, никому не интересно, что кроме моей основной художественной работы (хотя я и делаю её, не выходя из дома, в маленькой мастерской) у меня постоянно есть ворох домашних дел и обязанностей. Частная избушка, трое детей, периодический ремонт, родители, тоже требующие внимания и всё такое, понимаете ли...

Но... когда заказчики спрашивают меня: "Как там поживает мой портрет?", я всегда отвечаю, что он в работе, всё в порядке, мол, не стоит волноваться. Даже если сделан только эскиз и пара штрихов, а работаю я конкретно сейчас совсем над другим. Или вовсе борщ варю. А что я могу ещё сказать? Честно признаться, что "Сейчас мне совсем не до вашего портрета, я сделаю его за три дня до того, как вы его увидите, потому что мой профессионализм мне это позволяет..." Увы и ах, на это я не готова. И они не поймут (=не оценят) такой уверенности. Поэтому хитрю, так спокойней и мне, и моим дорогим клиентам. А работу я всё равно сделаю, и даже лучше, чем если бы мучала её целый месяц. В последний день (а то и ночь, хотя работать по ночам не люблю) вообще иногда второе дыхание открывается:)

-6

Наверное, я могла бы продолжить перечень этой исповеди - меня как художника перед своими заказчиками, но, пожалуй, на сегодня достаточно... А вообще-то я привыкла с этим жить, и реально чувства вины вовсе не испытываю:) У каждого свои тараканы, правда? Интересно, какие у вас?

Спасибо за уделённое внимание!

Если вам это интересно, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ, чтобы не пропустить мои новые творческие уроки, откровения и размышления!