Предлагаю отвлечься от обсуждения разногласий между верующими и неверующими и поговорить на тему, которая для многих является более актуальной. Чем отличаются православные и протестанты? Так ли велики противоречия их вероучений? И какие проблемы им придется решать, если они вдруг захотят стать ближе друг к другу или перейти в чужой лагерь? Это одни из самых популярных вопросов, поступающих от учащихся нашей библейской школы.
Конечно, вера православных и протестантов отличается внешне. Например, одни ходят в храм, молятся перед иконами и крестят детей, а другие всего этого не делают, но я предлагаю сфокусироваться на том, что разделяет их изнутри. Ниже я рассмотрю пять ключевых различий в богословии этих двух христианских конфессий.
1. Писание и Предание
Первое и, на мой взгляд, главное отличие состоит в разном понимании Писания и Предания. Православное богословие сочетает их друг с другом, а протестантское настаивает на принципе "Sola Scriptura" (только Писание).
Эта разница проявляется в том, что для православной церкви и Писание, и Предание являются результатом действия в этом мире Святого Духа. Традиция веры предлагает нам своеобразные "очки" для понимания библейских истин и утверждается авторитетом не только Писания, но также отцов ранней церкви и семи вселенских соборов.
Протестанты же настаивают на том, что главным руководящим принципом может быть только Писание, хотя порой понимают под этим разные вещи. Например, Мартин Лютер считал, что Библия безошибочна, но у нас есть свобода в использовании различных элементов традиции. А пуритане верили в необходимость сообразовывать всю христианскую жизнь исключительно с тем, что открыто в Писании, а всё прочее запрещали.
2. Человеческая природа
Православное учение о человеческой природе и грехопадении во многом опирается на произведения раннего отца церкви Иринея Лионского. Поэтому оно утверждает, что человек рождается существом хотя и растленным, но неповинным в грехе, а значит непотерявшим образа Божьего и способным откликнуться на Божий призыв. Такое понимание является достаточно оптимистичным.
Протестанты же более склонны к пониманию человеческой природы, которое принес в церковь Святой Августин. Согласно ему человек воспринимается как полностью испорченное существо, неспособное обратиться к Богу самостоятельно.
3. Спасение
Для православной церкви спасение это, прежде всего, восстановление или достижение союза с Богом. Для протестантов же оно относится к оправданию верой. Следовательно, православные понимают спасение как процесс (обожения или теозиса), посредством которого верующий всё в большей степени уподобляется Богу. А для протестантов оно носит "юридический" характер и является неким событием, в котором человек становится праведным перед Богом (обращение, покаяние или крещение).
Таким образом, православные устремляют этот процесс в будущее, протестанты же более склонны оглядываться назад на опыт своего обращения.
4. Таинства
Также есть различия в понимании таинств. В православии признаются семь таинств (хотя официального указания, что их должно быть ровно семь, не существует). У протестантов обычно признаются только два таинства: крещение и причастие (Вечеря Господня).
Кстати, в православии сама церковь считается неким таинством, в котором акцент делается на литургии. А у протестантов она является видимой общиной, в которой проповедуется Слово, проводится причастие и крестятся люди.
5. Литургия
В православии центральным моментом литургии является евхаристия, а для большинства протестантов это проповедь.
Также в этих двух конфессиях есть богословские различия в почитании Девы Марии и святых, практике крещения младенцев и понимании роли икон (как правило, эти вещи вообще исключаются из протестантской традиции). Хотя некоторые протестанты тоже крестят детей, но делают это именно для прощения грехов, а не чтобы ввести их в мистическое соединение с Богом и начать процесс обожения как в православии.
Некоторые итоги
При написании статьи я не ставил перед собой цель лишний раз подчеркнуть все эти различия с тем, чтобы показать, насколько фундаментальными и непримиримыми они являются. К сожалению, часто они становятся еще одной причиной для неверующих, чтобы в целом несерьезно относиться к учению Церкви и любым проявлениям христианской веры.
Я лишь хочу, чтобы диалог между православными и протестантами был конструктивным и вёлся на более цивилизованном уровне. Мы должны понимать, чем конкретно отличаемся друг от друга и почему, а не просто разделяться по принципу "свой/чужой". Если вы принадлежите к одной из этих двух христианских групп, то я от всей души именно этого вам и желаю.