На серьезную работу, с несерьезными намерениями.
Наверное, в жизни каждого человека бывают моменты, когда насиженное рабочее место остается в прошлом, а на поиск нового нужно потратить время. В таком случае, любой индивид, привыкший к финансовой стабильности, устраивается на что-то среднее, что не требует специальных навыков но в то же время приносит минимальный доход.
В свое время, такая ситуация не обошла стороной и меня.
Одним прекрасным днем мне предложили местечко с не пыльными обязанностями в некоем ЧОПе, который занимается охраной металлургического комбината. Оператор видеонаблюдения — звучит прогрессивно, и самое главное просто. Казалось бы, чего сложного : знай себе смотри за работягами в цехах, наблюдай за сохранностью периметра, да заполняй отчеты о проведенном с "пользой" времени. Но как говорится, в тихом омуте черти водятся, и их в этом омуте оказалось куда больше, чем можно себе представить.
Заступление на пост "смотрителя" начинается с банального изучения техники безопасности. В непроизводственном корпусе комбината, а именно в центре подготовки, сборной солянке трудяг из различных профессий данного предприятия, инструктор по технике безопасности пару часов зачитывает лекции на тему того, на какое место надевается каска, и что делать если забыл пропуск. В общем-то с обучением все.
На данном этапе все казалось безоблачным и элементарным, чего я собственно и добивался от своего места временного трудоустройства. Получив пропуск для проходной и выслушав несколько наставлений, я с энтузиазмом направился изучать вверенное мне рабочее место.
Знакомство с коллективом.
Прибыв на место дислокации "охраняемого" объекта, я столкнулся с первой сугубо субъективной проблемой — исключительно женский, и местами немолодой коллектив. Не спешите закидывать меня тухлыми помидорами, ибо я уже объяснил, что проблема сугубо субъективная, и сейчас я постараюсь объяснить ее со своей точки зрения.
Понимаю, что надеяться на персонал состоящий из молодых и амбициозных личностей в таком месте, даже не стоило, но в моих ожиданиях все же теплилась надежда на то, что эти люди, говоря простым языком, имеют понятие приличия и этикета. Но как оказалось, попадая в такой агрессивный биом, стоит переживать не только за исполнение своих должностных обязанностей, но и за каждое произнесенное слово.
Началось все с того, что наставницей, для моего, так сказать, посвящения в трудовой процесс, назначили женщину средних лет, которая всем своим видом выражала нежелание браться за зеленого юнца. Из всех ее поучительных наставлений мне очень хорошо запомнилось только одно: что делать мне здесь нечего, и что я слишком молод, чтоб спорить о чем-либо. В тот момент я подумал, что с наставницей мне просто не повезло, а в смене я не всегда буду составлять компанию этой особе. Но, как говорится, я еще никогда так не ошибался.
Заступив на смену с гораздо более молодой и "полной энтузиазма" напарницей, я столкнулся не менее ханжеским поведением. Каждый разговор заканчивался рассуждениями о бренности бытия, каждое мое неправильное действие подвергалось нападкам, а все вопросы о рабочих моментах, в большинстве своем, игнорировались. И вскоре я начал понимать, что абсолютно каждый кто заступает со мной в смену чем-то недоволен, и порицает всех, кто старается выстроить с ним доверительные отношения. Глядя на коллектив, создавалось ощущение того, что я попал на каторгу где человек человеку враг, а работаем мы за еду. В тот момент мне стало интересно : что с вами со всеми случилось? И ответ не заставил себя долго ждать.
Скандалы, интриги, расследования.
С трудом и практически без помощи я все таки разобрался, что и как я должен делать, и приступил к выполнению поставленных задач. Основой мой рабочей смены всегда являлось наблюдение за своей зоной ответственности. Она представлена тремя большими мониторами, которые изобилуют изображениями, с нескольких десятков камер, расположенных в цехах и по периметру. У твоего напарника по смене, в свою очередь, точно такая же зона за которой он следит. Изредка необходимо отвечать по рации охранникам, патрулирующим периметр комбината, видно ли их под камерой. Этот процесс является, своего рода, отметкой охранника на посту — все по канонам дисциплины. Так же нам необходимо заполнять отчетный журнал, о событиях произошедших в течение вахты. Собственно с обязанностями мы разобрались.
И вот, когда я уже приготовился "на халяву" получать деньги, в дверь постучали, причем постучали в прямом смысле этого слова. Незваного гостя представили мне как одного из наших начальников, которые отслеживают нашу деятельность, и производят всяческие проверки. Тогда в голове возник только один вопрос : "Какие проверки?". Когда же наш непосредственный начальник удалился, я поспешил выяснить, что же за такие проверки будут нам устраивать. И тут то я понял, почему отношения в коллективе отдаленно напоминают перипетии за покерным столом.
На мой закономерный вопрос, глубоко вздохнув, ответила та самая наставница, с которой мне пришлось испытать свои нервы:
Проверки эти уже во где сидят! И ладно бы они действительно носили профилактический характер, но это ведь простое обдиралово. Начальство наше устраивает нам подставы, чтоб срезать зарплату, а сотрудники, кто похитрее, стараются всячески угодить "хозяевам", чтоб соломку себе подстелить. Чуть ли не доносы уже пишутся.
Из ее долгих хулительных речей я примерно понял, с чем я столкнулся, и желание работать поубавилось как минимум в половину. Все дело в том, что при наблюдении ты обязан подмечать все "подозрительные" телодвижения, будь то охранник или простой работяга из цеха. Под этим подразумеваются странные маневры в сторону заборов периметра, передвижения автомобилей параллельно периметру, и прочие странности, так сказать, в поведении. При малейшем подозрении на попытку кражи ценных металлов или на нецелесообразное использование ресурсов комбината, необходимо сразу сообщать старшему смены, чтоб предотвратить акт беззакония. Вроде бы звучит просто, но во всем этом есть один нюанс.
"Твоя цель здесь за деньги впахивать, а моя цель их тебя лишать"
По большей части, кражи и противозаконные действия, скорее инсценировались по указке "сверху". Схема таких махинаций была до того стратегически распланирована, что позавидовал бы даже сам Кутузов.
Для начала охранники, которые периодически делали обход, выясняли где в углах нашего обзора есть слепые зоны, а проворачивалось это просто гениально. Как я уже говорил ранее, нам необходимо было отвечать охранникам по рации, когда они доходили до своего поста и запрашивали подтверждение того, что их четко видно. После этого охранник двигался дальше по маршруту, и примерно запоминал как и где он стоял, а так же продумывал где нужно встать так, чтоб его теоретически было видно, но видно так, что невозможно было отличить от валяющегося пакета, кои на территорию часто заносило ветром. Такие чудеса маскировки умел проделывать почти каждый "боец", и страшно подумать, сколько им для этого пришлось практиковаться.
Как уже некоторые, я думаю, поняли после выявления слепой зоны, охранник направлялся к старшему смены и отчитывался о проделанной работе. После этого старший переодевал одного из своих стражников в штатское, давал указания, и отправлял делать инсценировку переброса ценных металлов через забор. В данном случае было неважно, что в обзоре камеры это действие выглядело чуть более чем незаметно, и появившийся на секунду краешек пикселя не заметил бы даже наблюдатель с двадцатилетним стажем.
Все это делалось якобы для того, чтобы наблюдатели в очередной раз не протирали штаны, а заодно прокачивали навык зоркости, да и уязвимости в системе охраны выявлять как никак нужно. И было бы еще понятно, что если профилактика уязвимости системы проводится, то она должна проводиться, в большей мере, со стороны технической составляющей, а не со стороны умения выявлять "опасные пиксели". В этом плане все же больше виноваты камеры, нежели сотрудник в зоне ответственности которого находится с несколько десятков обзорных точек. Но руководству, не побоюсь этого выражения, нашей "шаражки" было выгодно спихивать все проблемы на безделье сотрудника. Ведь в таком случае не придется выплачивать полную зарплату, а можно срезать ее почти в половину. Чем не жизнь?
Самым красочным моментом в рассказе своей наставницы был тот факт, что, по ее словам, начальство уже настолько обнаглело, что не скрывает свою позицию в отношении лишений премии:
Я тогда пришла к нашему руководителю и говорю:
- " Когда это прекратится все? Люди все на нервах уже. Постоянно из-за вашей профилактики грызни у нас. Кому кредиты платить, у кого мама болеет, а вы людей душите из-за смешных вещей, которые вы должны решать.
Ну он мне так лаконично тогда и ответил:
-"Ваша задача за деньги впахивать, а задача начальства вас этих денег лишать. Все ясно?"
В результате таких "историй" в коллективе и сформировался культ доносов, лицемерия и паранойи. Каждый видел во всем очередную подставу, некоторые из-за банального "а че это я один должен страдать?" сливали своих напарников, вообщем оруэловская классика.
Подводя итоги, можно сказать, что если вы уж и решили податься в отрасль стражей чужого сна, то следует помнить, что без определенного рода характера, делать там нечего. Конечно, не в каждом охранном предприятии существует такой произвол, но определенные черты в каждом ЧОПе одинаковы. И самое главное, нигде нельзя надеятся на халяву, ибо бесплатный сыр есть только в мышеловке.
Отличный пример наплевательского отношения руководства к своим подчиненным. В данном материале описаны далеко не все способы срезать людям зарплату, так что если вас интересуют подробности могу ознакомить с ними в нашем телеграмм канале.