Если окинуть взглядом путь, который прошли российские предприятия с начала рыночных реформ (1988 г. - первые кооперативы), можно сказать, что за 30 лет российские бизнес-структуры преодолели путь, который в развивающейся экономике проходят за несколько десятков лет, а то и за столетие ("Японское чудо", послевоенные реформы Шарля-де-Голля во Франции и Людвига Эрхарда в Германии).
Как в калейдоскопе промелькнули первые кооперативы, залоговые аукционы, приватизация, галопирующая инфляция, многочисленные товарно-сырьевые биржи, впечатляющий рост и обвальное падение финансовых пирамид: биржа "Алиса", "МММ", "Хопер-Инвест" и т.д.
Предприятия и организации, «выжившие» в это тяжелое время, закаленные в борьбе с быстро, порой даже мгновенно, меняющейся рыночной ситуацией, исчерпав практически все ресурсы внешней среды, перешли в фазу "угасающего роста".
С уверенностью можно констатировать, что период «сверхбыстрого» роста и «сверхприбылей» прошел. На рынке бурный расцвет тендеров и аукционов привел к появлению огромного количества "фантомных компаний" из 1-2 человек, готовых снижать цены ниже пределов здравого смысла.
Отношения упрощаются до примитивнейших: дешевле, дешевле, ещё дешевле. Невыполнение обещаний и договоров стало нормой. Появилась отговорка на все случаи жизни – кризис.
У власти и деловых кругов сформировалось убеждение, что во всём виноваты макроусловия. Вот проведём судебную реформу, разберёмся с монополиями, одолеем коррупцию - и всё, экономика пойдёт в гору. Но на пути в эту гору она спотыкается, слабо дышит и сбивается с шага из-за застарелых болезней.
Ты записался в… инноваторы?
Большинство болезней российские организации унаследовали ещё от советской системы управления, ведь грандиозные проекты любого типа и масштаба всегда были свойственны нашей стране.
Вот и сегодня обозначенный курс на модернизацию, и внедрение инноваций напоминает мне плакат начала 20-го века: "Ты записался?...в инноваторы, предприниматели и т.д…". Если нет, уйди в сторону, не мешай прогрессу.
При этом мало кто и когда принимает во внимание, что инновация, развитие, модернизация – конфликтны по своей сути.
Любое новшество, проводимое в жизнь, порождает конфликты. Как минимум, конфликт нового со старым. Да и в процессе реализации нового возникает множество конфликтов, связанных в первую очередь с особенностями понимания целей и задач. Всеми этими конфликтами необходимо управлять.
Ситуация усугубляется тем, что до сих пор среди отечественных руководителей доминирует миф об исключительном вреде конфликтов и необходимости избегать их чуть ли не любой ценой. Ну, а если не получилось, то обращение в суд – лучший способ их разрешения.
Первый закон целеобразования
Вторая застарелая болезнь отечественного бизнеса – неумение работать с целями. Для начала условимся, что под термином "цель" мы будем понимать выбранный и запланированный результат, как на уровне самой организации, так и на уровнях её подразделений и отдельных сотрудников.
Согласитесь, что перепрыгнуть яму на 100% и на 98% - это не одно и то же. На высокий статус цели могут претендовать лишь те желания, потребности, мечты, которые получили рациональное обоснование в виде ответов на вопросы типа "зачем"?» и "как?". В противном случае это никакая не цель, а всего лишь намерение, которое вряд ли будет реализовано.
Цели в организациях образуются по объективно-субъективным законам. Отменить их невозможно, а вот понять и учитывать - крайне необходимо. Поэтому, предлагаю вашему вниманию первый закон целеобразования, сформулированный одним из моих учителей А.И. Пригожиным.
Указанный закон гласит: "Образование целей происходит внутри организации".
Что из него следует? А то, что организация есть не что иное, как целевая общность. В том смысле, что она возникает тогда, когда предприниматель не может в одиночку достигнуть поставленной цели, и для её достижения ему нужны другие люди - исполнители.
Цель – пожалуй, самая беспокойная и насущная категория бытия, так как именно в ней таится основной источник организационных конфликтов, ведь у исполнителей есть собственные цели.
Предъявите ваши цели
Что нужно вашей компании? Какова её важнейшая цель? На данный вопрос большинство бизнесменов и юристов ответят:
– Прибыль, чего же ещё?
- А что такое прибыль? Вы в глаза её видели? В руках держали?
- Да. Видели. В балансе.
- Отлично.
- А знакома ли вам ситуация, когда прибыль в балансе есть, а бухгалтер говорит, что денег нет? Полагаю, что да.
А теперь усложним задачу, что если организация некоммерческая? Церковь? Или политическая партия, например? Какая цель будет общей для всех этих организаций?
Ещё Питер Друкер сказал: "Цель бизнеса – это создание клиента". Клиент – вот что имеет смысл. Тот самый, который несёт вам деньги, даёт возможность развиваться и удовлетворять собственные «хочу».
Тот, ради которого вы трудитесь, производите продукцию, выполняете работы и оказываете услуги. Это одинаково важно и для бизнеса, и для церкви, и для политической партии.
И ключевой вопрос здесь – возвращающиеся клиенты, или повторная продажа. Эта актуально для любой организации, любого масштаба и на любой стадии развития. От киоска, торгующего чебуреками, до международной корпорации.
Лебедь, рак и щука
Итак, цель бизнеса – это клиенты, много довольных и счастливых клиентов. А как же прибыль? Ведь в 50 статье Гражданского кодекса РФ записано, что основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли?
А вот прибыль в первую очередь интересна акционерам (собственникам), которые вкладывают в бизнес свои собственные деньги.
Бизнес – это вложения каких-либо ценностей с целью получения большей ценности или прибыли. Таким образом, бизнес – это всегда игра на деньги, и любой нормальный собственник, вкладывая деньги сегодня, хочет завтра (ну, в крайнем случае, послезавтра) получить максимум прибыли.
Однако в любой организации существует и другая группа носителей целей - сотрудники.
Помните у Аркадия Райкина? "Какая же государству от меня польза будет, если я вообще на работу ходить не буду! Но вот пятого и двадцатого пусть они сами домой всё приносят" (если кто забыл или не знал, то в Советском союзе пятое и двадцатое были числами выплаты аванса и зарплаты).
Так что с целями сотрудников дело обстоит довольно просто – получать побольше, а работать поменьше. Правда, ещё хочется социальный пакет, гарантий стабильного завтра…
Ну и наконец, менеджмент - цвет, элита, наиболее мотивированная группа носителей целей. Какова главная цель менеджмента?
В первую очередь, у них есть главный внутренний клиент – владелец бизнеса, который нанял их в качестве управляющих для достижения собственных целей.
При этом менеджменту необходимо заботиться о бизнесе как таковом – о его клиентах, о развитии, о внутренних системах и процессах. А ещё менеджеры руководят сотрудниками.
Таким образом, именно менеджмент фактически держит в равновесии интересы всех главных носителей целей – бизнеса, собственников, сотрудников.
Причём, каждая из групп преследует свои собственные интересы, которые мало того, что не совпадают, так ещё и противоречат друг другу, являясь мощным источником организационных конфликтов.
Будем больше вкладывать в развитие бизнеса – останется меньше прибыли собственнику.
Начнём больше платить сотрудникам и меньше вкладывать в развитие и маркетинг – начнём терять клиентов.
Можно ли удержать в равновесии эту очень конфликтную конструкцию? Как сделать так, чтобы бизнес не напоминал знаменитую басню И.А. Крылова "Лебедь, рак и щука"?
"Панадол" для бизнеса
Существует ли лекарство от таких организационных недугов? Уверен, что да. Вот только оно совсем не быстродействующего свойства. Зато гарантированно "лечит", а не "снимает симптомы", и позволяет фирме вести "здоровый образ жизни".
Вот только даже очень хорошему доктору трудно поставить диагноз самому себе. Поэтому руководитель, будучи «встроенным» в организацию, лишён возможности видеть всё целиком и захлебываясь в текучке, часто даже не представляет себе, как можно действовать иначе.
Более того, конфликты – это неотъемлемая часть внутрифирменного метаболизма. Их невозможно полностью исключить, поскольку это прекратит не только развитие организации, но и само её существование.
Однако можно эффективно предупреждать и разрешать деструктивные и эмоциональные конфликты:
- через обучение сотрудников коммуникативным и переговорным навыкам и технологиям, что повысит конструктивность их общения;
- через освоение менеджментом медиативной компетентности, что позволит направлять энергию противоречия на реализацию поставленных задач;
- через обращение к профессиональному бизнес-медиатору при ведении переговоров по урегулированию или разрешению конфликтов, что повысит их эффективность и снизит вероятность дальнейших конфликтов между участниками.
Всё это будет способствовать развитию организации и внедрению инноваций в бизнесе, а я, как профессиональный бизнес-медиатор, готов в этом помочь.