Однажды наступает момент, когда дети начинают говорить.
И это воспринимается, как естественный процесс.
Но изучение языка - это интеллектуальный подвиг, который еще не полностью осознан.
Кэролайн Роуланд - профессор психологии и директор Института психолингвистики имени Макса Планка в Неймегене, со своей командой занимается изучением вопроса, как дети без особых усилий осваивают эту сложную систему коммуникации.
Лаборатория для детей.
Путь к лабораториям Кэролайн Роланд лежит через небольшой парк.
По дороге можно увидеть нечто особенное: на обочине в траве сидит фарфоровый эльф, на несколько шагов дальше - розовая фея размером с куклу Барби, затем еще несколько игрушек, вплоть до бокового входа.
Директор с радостью встречает маленьких гостей и открывает двери. Интерьер в этой части Института психолингвистики им. Макса Планка выглядит иначе, чем основное здание с его офисами и лабораториями.
Кэролайн Роуланд и ее сотрудники устроили все так, чтобы дети сразу же почувствовали себя как дома.
Потому что здесь дети - настоящие звезды исследований.
В коридоре есть красочные табуретки-грибы для того, чтобы детишки могли комфортно на них сидеть и рисовать за детским столом.
Это зал ожидания.
А за первой дверью: маленький игровой рай с милыми игрушками, книжками-картинками, удивительными коробками и сказочными персонажами.
Профессор Роуланд регулярно приглашает родителей и их детей на игровые эксперименты.
Она особенно заинтересована в работе с младенцами и малышами, которые только начинают изучать свой родной язык.
Игровой эксперимент.
Рядом с красочным залом ожидания находится одна из лабораторий,
где профессор и ее команда проводят языковые эксперименты с детьми.
Эта комната в контрасте от детской, более простая и лаконичная, стены не украшены. Ничто другое не должно отвлекать детей.
В середине комнаты находится большой монитор, перед ним стол с двумя стульями. Родители и их дети садятся здесь.
Затем исследователи показывают на мониторе сцены или фотографии: собаку с кошкой, резиновые утки и мячики, различные вещи, с которыми дети уже знакомы в повседневной жизни.
Ученые наблюдают за тем, на чем дети концентрируют свое внимание.
Они используют специальные устройства - инфракрасные камеры, которые отслеживают движения зрачка и радужной оболочки, и фиксируют, когда ребенок куда смотрит.
С помощью этой технологии Роуланд и ее коллеги измеряют скорость,
с которой ребенок обрабатывает речь.
Этот подход называется "Слушать и смотреть".
Ребенок сидит перед экраном и видит пары картинок, но одновременно смотрит только на одну из них.
Например: на экране изображены яблоко и автомобиль.
Ребенку говорят, чтобы он посмотрел на яблоко.
С помощью прибора слежения ученые измеряют, как быстро ребенок переключает взгляд на яблоко.
Скорость, с которой дети определяют правильное слово, показывает,
как быстро они обрабатывают услышанную речь.
Задача состоит в том, чтобы понять, что они слышат.
Исследование направлено на решение одной из главных задач развития языка: почему одни дети начинают говорить слова в возрасте восьми месяцев, а другие - только в возрасте двух-трех лет?
И это очень практично, чтобы определить: развивается ли ребенок с небольшой задержкой или у него речевое расстройство, которое необходимо лечить на ранней стадии?
Исследование показало, что скорость, с которой 18-месячные младенцы обрабатывают речь, действительно является основным фактором развития языка.
Чем больше словарный запас у детей, тем быстрее они могут обрабатывать то, что они слышат. И это значительное преимущество!
Команда проекта хочет докопаться до сути этого явления в своих будущих исследованиях, а также найти способы помочь более медленным детям в их развитии.
Обработка разговорного языка является центральным аспектом разговорной речи.
То, что изначально воспринимают новорожденные и младенцы, - это бесконечный поток отдельных звуков и слогов.
Взрослые знают это по изучению иностранного языка: часто поток слов трудно понять, лишь изредка встречаются известные термины.
"Как правило, мы не делаем паузу между отдельными словами, когда произносим предложение", - говорит Кэролайн Роуланд.
"Поэтому для малышей, которым необходимо выучить язык, задача состоит в том, чтобы распознавать термины в этом потоке слогов. И не только это! Они также должны различать части речи и видеть сквозную грамматику."
Как дети обрабатывают лингвистические данные?
И это центральный вопрос в исследованиях.
Необходимо учитывать тот факт, что в разговорном языке слова приходят в мир не так однородно, как на конвейере.
Когда мы говорим, мы используем разные акценты, устанавливаем паузы, говорим в определенной речевой мелодии.
Мы подчеркиваем послание жестами и взглядами.
И конечно же, мы имеем дело с вещами и людьми вокруг нас.
По словам Кэролайн Роуланд:
"До сих пор в исследованиях этому вопросу уделялось слишком мало внимания. Это сложная задача для нашей сферы деятельности."