Кто был в Аксубаеве, не мог не заметить: райцентр становится музеем под открытым небом. Деревянные скульптуры сказочных героев, животных, людей словно живут здесь своей собственной жизнью: у каждого – свой ареал обитания. Одни пристроились около детского садика либо школы, другие облюбовали административные здания. Оказалось, что все они – «дети» мастера по художественной обработке дерева Андрея Бикмуллина. Ближе познакомиться с этим видом народно-художественного промысла и самим резчиком нам помогла редактор республиканского Центра развития традиционной культуры Евгения Шемелова.
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времён практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастера осваивали новые технологии, всё более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремёсел.
Андрей Бикмуллин родился в Аксубаеве, окончил среднюю школу №3 и художественное отделение Детской школы искусств. Резьбой по дереву сначала не занимался, но очень хорошо лепил из глины и пластилина. Всегда добром вспоминает детскую библиотеку, где по иллюстрациям из книг создавал целые галереи птиц и динозавров. Здесь же, в библиотеке, состоялись первые выставки его работ. Увлечённость лепкой поддерживала мама и при каждой совместной поездке в Казань покупала новую книгу, которая становилась своеобразным пособием для новых творений мальчика.
Уже к десяти годам у Андрея появился интерес к созданию монументальных фигур, но для этого нужно было учиться. В семнадцать лет он отправился в Первопрестольную, поступил в Московский колледж художественных ремёсел и окончил его с отличием. Три года жизни в столице дали очень многое, ведь помимо самой учёбы Андрей имел возможность бесплатно посещать художественные выставки, видеть картины великих живописцев, знакомиться с мировым искусством и заряжаться творческой энергией.
Через несколько лет после окончания колледжа Андрей съездил в Москву и показал фотографии своих работ преподавателям, которые отметили, что он нашёл свой путь в творчестве.
Андрей планирует обучать детей работе с деревом, растить новое поколение аксубаевцев – резчиков по дереву.
Действительно, техника, которой Андрей Бикмуллин отдаёт предпочтение, абсолютно не похожа на другие разновидности резьбы (за исключением прорезной). Его скульптуры можно рассматривать с разных ракурсов, так что недопустимы даже небольшие нарушения деталировки. Эту технику можно, наверное, назвать вершиной резчицкого ремесла, поскольку она требует от мастера не только умения обращаться с древесиной, но и знания законов композиции. Работа должна быть максимально тщательно продумана, выполнена и обработана, приступать к ней можно только после того, как освоены приёмы геометрической, контурной и рельефной резьбы.