Найти тему
О Москве нескучно

История самого бесполезного проспекта Москвы

Зачем построили проспект академика Сахарова? Почему работы не могли начать почти 50 лет? Что пришлось уничтожить для прокладки проспекта? И почему он так и не стал одной из главных транспортных артерий Москвы? Об этом и не только расскажу сегодня.

Зачем понадобился проспект?

Необходимость дороги, которая бы вела от Кремля на Северо-Восток столицы, к площади трёх вокзалов, поняли ещё в 1920-х годах. Тогда главной улицей этого направления считалась Никольская. Однако она упиралась в Лубянскую площадь, после которой требовалось перемещаться на другую улицу - Мясницкую.

Дорога была узкой и чрезвычайно извилистой. Уже в то время здесь возникали транспортные заторы. Особенно в районе пересечения с Бульварным кольцом (там, где сейчас метро "Чистые пруды"). Те, кто смогли преодолеть это испытание упирались после Садового кольца в небольшой Орликов переулок.

Движение по Мясницкой улице в районе пересечения с Бульварным кольцом, 1925.
Движение по Мясницкой улице в районе пересечения с Бульварным кольцом, 1925.

Попасть на вокзалы можно было только "окольными" путями. Например, через Уланский переулок (он параллелен Мясницкой) и Домниковскую улицу. Но для этого требовалось сделать приличный крюк по Сретенскому бульвару. Естественно такое положение дел было неудобным и неправильным.

Сначала думали просто расширить Мясницкую улицу и превратить её в магистраль. Но там было слишком много капитальных строений. Поэтому от идеи отказались.

Сносить больше, чем строить

После долгих размышлений решили проложить новый проспект параллельно Мясницкой улице и назвать его Новокировским. Он бы начинался от Комсомольской площади, а заканчивался у Лубянской. Однако архитекторы с самого начала столкнулись со сложностями. Прежде всего, на участке от Сретенского бульвара до Лубянки. Там была сеть узких переулков с очень плотной застройкой. Сносить всё это не особо хотели.

Дома страхового общества "Россия", 1902-1903.
Дома страхового общества "Россия", 1902-1903.

Мешали и другие здания. Например, дома страхового общества "Россия" на всё том же Сретенском бульваре. Комплекс их трёх многоэтажных сооружений возвели в 1902 году. Также создавала препятствия Тургеневская площадь. В первую очередь, старой застройкой. Например, библиотекой-читальней им. И.С. Тургенева.

Тургеневская читальня, 1913-1914.
Тургеневская читальня, 1913-1914.

Возможно, именно вышеперечисленные сложности, не позволили перейти от проекта к реальному строительству на этом участке до войны. Да и позже в полной мере воплотить задуманное удалось только на промежутке от Сретенского бульвара до Садового кольца и далее. И хотя фактически проект начали реализовывать только в 1960-х, к нему готовились ещё до войны.

Так в 1930-х возвели здания, которые выходили парадными фасадами к будущему проспекту. Например, дом Центросоюза архитектора Ле Корбюзье; так называемый 1-ый Дом ВЦИК (современный адрес: проспект Сахарова, 35). А ещё здание Госторга, построенное в 1926 году по проекту архитектора Б.М. Великовского. Оно правда фасадом на проспект так и не вышло и осталось немного в отдалении. Листайте фото.

А давайте, прежде чем проложим, всё тут уничтожим

Во второй половине 1960-х за проект будущего проспекта взялись основательно. Планировали расширить участок от Лубянской площади до Садового кольца до 30 метров. А промежуток до Комсомольской площади стал бы 70 метров в ширину.

Так выглядело место, где позже возникнет проспект Сахарова, 1969.
Так выглядело место, где позже возникнет проспект Сахарова, 1969.

Но такой вариант нельзя было исполнить, потому что мешала застройка. В первую очередь, гостиница "Ленинградская". Если говорить коротко, то проектов прокладки проспекта предлагали несколько (вплоть до разветвления на два луча). Но ни один из них так и не утвердили, поэтому работы снова отложили. На этот раз до середины 1970-х годов. Тогда решили стройку всё-таки закончить. Ведь в 1980 в Москве должны были пройти Олимпийские игры.

Домниковская улица, 1969.
Домниковская улица, 1969.

В итоге решили, что нужно пожертвовать Домниковской улицей и проложить магистраль через неё. От исторической застройки местности на оставили практически ничего, за исключением нескольких домов. Они сейчас скрыты за фасадами огромных банковских серых зданий. Если вам интересна история Домниковской улицы, то вы можете прочитать её здесь.

Строительство проспекта Сахарова (снос исторических зданий), 1973.
Строительство проспекта Сахарова (снос исторических зданий), 1973.

Нужен ли такой проспект?

Завершить проект полностью не удалось. Проспект проложили только от Каланчёвской улицы до Сретенского бульвара. Далее в центр магистраль так и не продлили из-за событий, которые начались в стране в конце 1980-х.

Строительство банковских зданий на проспекте Сахарова, 1981.
Строительство банковских зданий на проспекте Сахарова, 1981.

К сожалению, из-за неполной реализации, магистраль так и не стала одной из основных транспортных артерий города. По сути, такая широкая дорога никуда не ведёт. К тому же, архитектурный ансамбль довольно странный. Здесь смешались различные стили разных эпох, что делает улицу немного несуразной.

Вид в сторону Сретенского бульвара, 1985-1990.
Вид в сторону Сретенского бульвара, 1985-1990.

Проблему транспортной доступности проспект тоже не решает. Он так и не получил полноценный проезд до Комсомольской площади из-за своей неоправданной ширины. Приходится пользоваться узкими проездами под железнодорожным мостом. К тому же, движение на этом сложном перекрёстке организовано неудобно.

Проспект академика Сахарова в наше время.
Проспект академика Сахарова в наше время.

В 1990 году Новокировский проспект получил имя в честь выдающегося физика и общественного деятеля Андрея Сахарова. И сейчас одно из основных назначений магистрали - это проведение различных общественных мероприятий.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!