Найти в Дзене
михаил вальковский

Есть ли место в небе и на рынке для самолетов марки МиГ

На днях ОКБ им. А.И. Микояна отметило 80-летний юбилей. Ныне оно известно как АО “РСК «МиГ”

Магия круглых цифр скрывает славное прошлое, невнятное настоящее и неопределенное будущее.

Про историю создания Опытно-конструкторского бюро Артема Микояна и роль в этом его брата — сталинского наркома, написано не мало. Школа короля истребителей Поликарпова и его детище — истребитель И-185, конструкторские таланты Михаила Иосифовича Гуревича, само время— все сыграло на успех первенца нового бюро —истребителя МиГ-1. Который после доработки получил название МиГ-3, стал высотным перехватчиком. С первого дня войны достойно сражался в фронтовом небе Миг-3 и все его модификации.

Настоящим прорывом в 1947 году стал реактивный Миг-15. Его было выпущено 13131 штук. Потом были МиГ-17 и первый сверхзвуковой МиГ-19.

Но настоящей удачей стал МиГ-21. На его счету 24 мировых рекорда, служба в ВВС 49 стран. Самолёт выпускался серийно три десятилетия, воевал в различных конфликтах. Эпохальная машина, не прибавить не убавить.

Следующий самолёт— МиГ-25 также ярчайшая страница в истории авиации. Шутка ли—скорость 3 Маха, потолок 37 650 метров, 38 мировых рекордов, некоторые не побиты и поныне.

Потом были МиГ-23 и МиГ-27.

А в 1983 году в небо поднялся МиГ-29— (по Натовской классификации Fulcrum), машина, во многом определившая облик истребителя четвертого поколения в мире.

Про день сегодняшний ОКБ столько не напишешь: новых разработок и заказов нет. На производственных мощностях идёт ремонт и модернизация армейских машин. Непонятна судьба МиГ-35, который относится к машинам поколения4++. Шесть самолетов за шесть лет, именно столько предусмотрено контрактом с Минобороны, это вообще ни о чем.

Пропал с радаров и МиГ-41, его анонсировали как машину пятого поколения.

Совсем не просматривается день завтрашний. Нишу самолета пятого поколения прочно занял Су-57. Быть может, стоит присмотреться к опыту Китая, где при наличии машины пятого поколения J-20, тем не менее другое КБ ведёт работы над проектом FC-31 или J-31. За этим индексом скрывается самолёт пятого поколения, который будет дополнять J-20. Такой набор машин позволяет гибче проводить модернизацию авиапарка ВВС страны, открывает перспективы экспорта. Ведь кроме F-35 и Су-57Э иных предложений на рынке нет. Переходить же на технику пятого поколения будут вынуждены все страны, которые не хотят отстать в гонке вооружений.