Найти тему
Таша Валеева

Дети и гаджеты - что делать, чтобы ребёнок не утекал в экран

По следам фестиваля гуманной педагогики Зёрна, выступление Пааты Амонашвили.


Есть 2 формы общения с детьми:
- авторитарная - мы знаем, что лучше для ребёнка, и принуждаем его у этому лучшему
- гуманная - мы также знаем, что для ребёнка лучше, но думаем, как сделать так, чтобы ребёнок сам захотел так сделать

Поэтому, способы забрать, запретить, надавить авторитетом, угрожать, наказать - не рассматриваем.

А в первую очередь стараемся понять, что происходит с ребёнком, когда он сидит возле экрана гаджета - что он видит, что он чувствует, какие силы сподвигают его на это занятие.

Есть две главные движущие силы в ребёнке - внутреннее стремление
- быть взрослым
- быть свободным

Детям очень нравится чувствовать себя взрослыми! Также сильно, как нам хочется чувствовать себя молодыми) Им нужно наше признание, что они взрослые.

В любой игре ребёнок в первую очередь чувствует себя взрослым. Он там делает какие-то важные, взрослые дела. Он сам принимает решения. Он может играть любую роль. Это чувство взрослости очень острое и сладостное в игре.

Также в игре, несмотря на правила, ребёнок чувствует себя свободным - в любой момент я могу вступить в игру и выйти. Правила игры - мои правила.

И когда мы, родители, отбираем у детей возможность быть в гаджетах, мы отбираем у них свободу и взрослость, которые нужны им как кислород.

Домашние задания - удел маленьких. Практически никто из детей не видит, чтобы родители делали домашние задания. А мы помним, что дети воспитываются образами.

Итак, мы с вами разобрались, что движет желанием ребёнка зависать в гаджетах - это присущее всем детям внутреннее стремление быть взрослым и быть свободным. Там он это получает по полной. А вот в семье мы иногда не додаем детям радостного, полноценного общения, где они почувствовали бы себя в том числе взрослыми и свободными.
Когда мы забираем у ребенка телефон/комп, он чувствует, что у него отбирают радостные, взрослые переживания, а взамен - рабство, кандалы, чувство, что я маленький и должен делать д/з, которые делают только дети.

‼️Что сделать, чтобы ребёнок сам отключил телефон, взялся с радостью за д/з и, закончив его, ещё спросил бы маму - чем помочь?

ТРИ ШАГА:
🔸Детально разобраться, чем увлекается ребёнок, что смотрит, во что играет. Живой, дружеский, не предвзятый интерес, внимательное слушание.

Инструкция как это сделать - нужен правильный настрой, иначе не получится. Мысленно делаем ребёнка нашим лучшим другом, которому уже не 12 лет, а 25, он уже зрелый человек, достиг каких-то вершин.
И ТОЛЬКО с такой позиции мы идём к ребенку и просим - слушай, меня очень заинтересовала твоя игра, расскажи что там, я тоже хочу вникнуть, посидеть с тобой рядом (дай Бог позволит). Чтобы это получилось, нужно перестать быть строгой, авторитарной мамой, которая всегда знает, что правильно, что нет, что надо, что не надо. Если это получится - выстраивается дружба с ребёнком. Вы говорите ему - представляешь, весь день на работе я только и думал, как приду домой и ты мне расскажешь дальше во что и как ты играешь.
Такая дружеская и искренняя беседа с ребёнком - очень важный 1 ШАГ, без которого дальше не продвинуться! Там, где мы начинаем интересоваться тем, что интересует детей, возникает чудо - они начинают интересоваться тем, что важно нам!


🔸делаем вместе с ним то, что интересует его - слушаем вместе его любимую музыку, играем с ним в игру, создаём общий чат общения и переписываемся, переводим песни, ищем в них смысл и т д.
Оставить детей одних с гаджетами - все равно, что дать острый нож - на, поиграй. Гаджеты - инструменты, в которых есть и хорошее, и плохое, и нужно знать, как ими пользоваться. Поэтому, рассказываем, объясняем, вместе тренируемся, пока не будем уверены, что ребёнок уже знает, как ими пользоваться. Но с позиции друга, см пункт 1😊

🔸А затем думаем, что ему предложить взамен такое, что также будет взывать к его внутренней природе. Уже в реальной жизни предлагаем ему ощущение взрослости и свободы.

Это сложный шаг, здесь надо проявить живое творчество, всё своё родительское искусство.

Пример: придумать настоящую экспедицию (собрать одноклассников и пойти исследовать лес или ещё что-то). Готовиться к ней полгода, изучая математику, географию и что ещё есть по программе)). Не д/з делать, а готовиться к взрослому походу, как же в экспедиции без географии, математики и др? Выдать всем удостоверения участника экспедиции, а себя (родителя) назначить просто секретарем.

И последнее, но очень важное! Если мы что-то требуем от детей, но сами не делаем, то это бессмысленно!

Поэтому, дома первые отключаем свои телефоны. Пусть в вашей семье будет хотя бы один день в неделю с выключенными гаджетами. Или пусть это случается после 19 часов каждый день. Чтобы ребёнок знал и видел - это традиция, все так живут. И если это делают все - ребёнок тоже будет хотеть следовать тому, что делают все.

И пусть у вас всё получится!