Найти тему
Русская Галерея

Что скрыто в «Поцелуе» Климта?

С первого взгляда сюжет легендарного «Поцелуя» Густава Климта очень прост: влюбленные на краю цветочного луга, золотой фон заката. Под пестрым покрывалом — обнявшаяся пара. Мужчина целует женщину в щеку, вокруг никого. Но действительно ли влюблены эти люди? Действительно ли желанный этот поцелуй? Не скрыт ли тут не заметный с первого взгляда смысл?

«Поцелуй» — пожалуй, самая «целомудренная» работа Климта. Изображенное на ней — любовная прелюдия. На то намекают и одежды пары, которые, кажется, вот-вот спадут. Но искренна ли их близость?

Внимательный зритель усомнится, посмотрев на руки женщины. Та, что на шее у мужчины, неестественно сжата, напряжена. А другой она будто отстраняет руку возлюбленного со своей щеки. В объятьях мужчины же такой двусмысленности, борьбы нет. Добавляет сомнений сравнение с другими работами Климта — женщины целиком отдаются чувству, их движения свободны, а положения рук вполне естественны.

Необычны и позы героев: мужчина склонил голову, чтобы поцеловать возлюбленную. Но вовсе не из-за того, что она ниже ростом — женщина почему-то стоит на коленях. Поза неоднозначна, но все же большинством зрителей толкуется, как подчиненная позиция. Что уже наводит сомнения, что это чувства равных людей, желанная ими обоими близость.

Еще одна интересная деталь — стопы женщины. Они напряжены — намек на то, что она не может расслабиться, полностью довериться своему спутнику. Любопытно и то, что пальцами ног героиня будто опирается в край цветочного обрыва. Последняя деталь — желтый вьюнок на щиколотках женщины: его так легко спутать с тонкими, но крепкими золотыми оковами. Стоит внимательно рассмотреть и лицо мужчины: по заостренным чертам несложно догадаться, что он намного старше возлюбленной.

Окончательный вариант картины отличается и от эскизов Климта. Первоначально это обнимающаяся пара, прижавшиеся друг к другу мужчина и женщина. Они стоят на обрыве, но оба в полный рост. В окончательном же варианте художник отказался от романтической сцены в пользу более неоднозначных отношений.

Он изобразил женщину в отчаянной ситуации — героиня не может сказать: «Нет!». Поцелуй сложно назвать желанным и добровольным. Если женщина откажется от близости с мужчиной, ее ждет падение в пропасть. Отсюда и напряженные руки, ноги, упирающиеся в край обрыва. Последнее слово — за мужчиной, на что и указывает коленопреклоненное положение героини.

Так символично Густав Климт изобразил один из обыденных сюжетов своего времени, начала ХХ века. Неравный брак красивой «бессребреницы» и богатого престарелого господина тогда был никого не удивляющим явлением.