«Девушка с жемчужной серёжкой» - одна из самых известных картин голландца Яна Вермеера, превосходного мастера жанрового портрета. Эту картину называют Моной Лизой Севера, и известно о ней также мало, как и об её знаменитой тёзке.
Точно неизвестно, кто изображён на портрете. Возможно, это дочь художника – Мария. Есть версия, что это дочь Рюйвена, покровителя Вермеера. В пользу этой гипотезы говорит то, что впоследствии портрет оказался в её собственности.
Картина написана в жанре tronie (с нидер. «голова», «лицо»). Так называлась популярный тогда в Голландии тип портрета, на котором изображено только лицо или голова. Модели при этом изображались анонимно, с необычным выражением лица, в необычном наряде. Эдакий карнавал на холсте.
Карнавальный элемент на картине – тюрбан– это дань увлечённости экзотикой. И вначале картина называлась «Девушка в тюрбане». Серёжка появилась в названии только в XX веке. Кстати, эта серёжка была любимым аксессуаром Вермеера, мы можем обнаружить её ещё на нескольких его картинах: «Девушка с жемчужным ожерельем», «Женщина с лютней», «Концерт», «Госпожа и служанка» и др.
На этих более светлых картинах можно оценить размер жемчужины. Должно быть, она в длину достигала 5-6 см, жемчужины такого размера и такой необычной грушевидной формы – были чрезвычайно дороги во все времена.
Если Вермеер не преувеличил в своём воображении её размер, то она может быть сопоставима со знаменитой жемчужиной Ла Перегрина, которой владела Элизабет Тайлер (в 2011 г. «блуждающая жемчужина» была продана за 11 млн долларов).
Хотя Вермеер мог использовать культивированный венецианский жемчуг или имитацию. В то время французы как раз только-только научились делать искусственный жемчуг: для чего стеклянный шарик наполнялся смесью воска и экстракта рыбьей чешуи – «жемчужной эссенцией», а затем покрывался им и сверху. Но как бы то ни было, Вермеера, скорее всего, интересовала не стоимость жемчужины, а то художественное впечатление, которого он мог добиться с помощью неё.
Вермеер создал очень живую картину. Нам словно кажется, что девушку кто-то окликнул, и она только что повернула голову, чтобы узнать, зачем. Её губы чуть приоткрыты – как будто от лёгкого удивления и влажный блик на губах перекликается с блеском жемчуга. Девушка смотрит на нас с ожиданием – ведь по композиции получается, что это мы её окликнули. И вот уже несколько веков она возвращает зрителям, брошенный ей в спину вопрос. Необычное чувство стоять под столь юным и таким древним взглядом, ждущим отклика на оклик.
Эту юность взгляда сквозь времена известный датский искусствовед Ян Вет прекрасно выразил, сказав, что девушка: «выглядит так, как если бы была смешением пыли и толчёных жемчужин».