Чем дольше учится Таня в школе, тем чаще меня посещают мысли о семейном обучении, уж хотя бы для младшей дочери.
Вообще-то у нас хорошая школа, у нее много плюсов, я даже писала о них. Но каждый раз, когда я проверяю уроки, мне хочется забрать документы и учить уже самой, без вмешательства школы.
Я смирилась с тем, что новые темы мне приходится объяснять еще раз дома. Не уверена, что это вина учителя, может, это Таня ворон считала в классе. Но последнее время мне уже хочется, чтобы она ничего не слушала в классе.
Недавний пример. Решает дочь задачу по математике.
"В конюшне было 18 лошадей. Сколько лошадей вывели на луг, если в конюшне осталось лошадей в 9 раз меньше, чем было сначала?"
Видит фразу "в N раз меньше" еще в середине условия и, не дочитывая до конца, тянется писать решение: составляет пример на деление, собирая его из чисел, которые успела заметить в задаче. После этого пишет ответ и, довольная, сообщает, что задача решена.
Какой вопрос был, спрашиваю я. Перечитывает последнее предложение целиком, вместе с "если...". Я повторяю, что мне нужен только вопрос. Не понимает, чего я хочу. Возвращаемся в программу подготовительной группы детского сада (именно там детям рассказывают, что в задаче есть условие и вопрос). Еле-еле нашла вопрос, прочитала.
А твой ответ, говорю, это разве ответ на вопрос задачи. " Ну да, - отвечает дочь, - ведь сказано " в 9 раз меньше", значит задача решается делением, нам так в классе объясняли". Тут нужен какой-нибудь взрывающийся смайлик.
Я (в который раз!) объясняю, что задача, это как маленький рассказ, зарисовка из жизни, ты должна представить, что происходит в задаче, тогда и решить ее сможешь без труда. Давай нарисуем, о чем задача. Таня так долго вырисовывает хвосты и гривы, что уже забыла, зачем собственно этот рисунок. Не вышло.
Давай тогда разложим фишки, это будут лошадки. Все равно непонятно. Я начинаю закипать, собирай, говорю, фигурки зверей, пусть они будут лошадьми в конюшне. Пока дочь искала игрушки, я немного успокоилась и настроилась объяснять дальше. Разложила 18(!) фигурок- как хорошо, что у нас много игрушек - на полу, пересчитала.
Давай составлять условие. Вот наши лошадки в конюшне, часть из них пошла на луг гулять, а некоторые остались. Что нужно узнать? Сколько ушло гулять (ура, наконец-то сама сформулировала вопрос!) А как это сделать? Отвечает все равно, что надо 18 разделить на 9.
Читаем еще раз задачу, выясняем, что известно. Наконец сообразила, что 18:9 - это сколько осталось. И молчит. Ну, дальше-то решай, прошу я. Подсказываю: было 18, осталось 2, сколько ушло??? Задача-то осталась уровня 1 класса, не могу понять, в чем проблема? Таня все равно молчит. Потом говорит: "Я не знаю".
Но я-то знаю, что она умеет решать такие задачи, как тут не уметь-то. Что тебя смущает? "Нам в школе говорили, что если в условие есть фраза " в сколько-то раз меньше", нужно решать задачу делением. А здесь нужно из 18 вычесть 2, это уже вычитание."
В детской голове не укладывается, что "в N раз меньше" касается только одного действия, а вся задача может решаться разными действиями. Эта фраза уже как красная тряпка, если она есть, пишем деление, и все. А то, что подумать надо, выяснить, о чем задача, "это мы не проходила, это нам не задавали"
Решить-то эту задачу решили, но проблема глубже. В школе не учат, что в задаче нужно думать. Их учат искать фразы-помощники и составлять по ним действия.
На этой же странице задачка чуть выше про молоко тоже была решена неправильно, потому что бездумно.
В двух одинаковых банках помещается 6 л молока. Сколько литров молока помещается в 9 таких банках?
Решение было: 6:2=3 л (с пояснением, что это количество литров молока в одной банке, т.е. правильно мыслит ребенок), а дальше 6:3=2 л, и написан ответ: 2 л в 9 банках.
"Таня, - говорю я,- ну давай без математики. Вот две банки, в них 6 литров. А вот 9 банок, в них будет молока больше или меньше?" "Больше, конечно", -отвечает дочь. А у тебя? Перерешала сама, получилось правильно.
Но ведь опять, сначала-то решила и не проверила по смыслу. Не приучена видеть в задаче историю, а не набор примеров.
Мы параллельно прорешиваем старый советский учебник Пчелко по арифметике, там проблем с задачами нет. Ну, не дурочка у меня дочь, вполне соображает, когда надо.
А вот стоит открыть школьный учебник, мозг как будто отключается и включается жонглирование цифрами и действиями: "нам так в классе объясняют!"
Может, правда, надо уже самой учить, хотя бы не буду слышать "А нам учительница так говорила"?