Найти тему

224. Крыши и витражи

С галереи этого пештского дома открывается вид на город. На крыши соседних домов, трубы, антенны, дворики. Вообще-то галереям (гангам) полагается опоясывать двор изнутри. Но это непростой дом – первый пятиэтажный жилой дом Будапешта, 1900-е, – и у него галерея ещё и по внешней стороне проходит.
Надо сказать, такие пространственные неожиданности составляют характерную особенность Будапешта. А может быть и национального (или хотя бы столичного) менталитета. Никогда точно не знаешь, что ожидает за дверью…

В этом случае за дверью оказалось такое. Мало людям лепнины на стенах и потолке, они ещё и освещение сделали театральное.

Кроме того, здесь витражи. По эскизам Йожефа Рипль-Ронаи, однако. Идём?

Всяческая художественность существует в этом доме не в одиночку, не соло, а дуэтом. С порога: лепнина – и световые фокусы. Подходим к лестнице: орнамент каменного пола плюс геометрический узор перил.

Но главное, конечно, это диалог перил (геометрия, прямые линии, углы, абстрактный рисунок) и окон (цветные витражи, симметрия, цветочки).

Взгляд налево.

Взгляд направо.

Витражи сквозь перила.

Витражи со стороны двора.

Двор тоже не простой.

Мало того, что длинные его стороны составлены из отличающихся друг от друга корпусов, а фасад, выходящий на улицу, превышает их по высоте, так ещё и весь нижний ярус двора перекрыт стеклянно-металлической крышей.

Вот так.

Не простой, как я понимаю, дом был изначально. Участок этот (через квартал Музыкальная академия, налево – Оперетта, позади – Опера) приобрёл в начале ХХ века Лайош Эрнст, коллекционер, меценат, организатор выставок и музеев. Энтузиаст.
У людей «прекрасной эпохи» биографии заменяет хронология. Всё понятно по датам. Родился в 1872 году, то есть был ровесником
Гидеона Рихтера, аптекаря. В год празднования Тысячелетия Венгрии было им, стало быть, по 24. Начал собирать искусство, благо, состояние семейное позволяло. В 1912 году открыл свой художественный музей – как и Иван Цветаев в Москве. Потом Первая мировая, распад империи, финансовый крах. Самоубийство в 1937-м. Учитывая последующее (и судьбу того же Рихтера) – другие варианты были бы хуже.
В здании и сейчас
Музей Эрнста. Как-нибудь потом о нём. Фасад в лесах. Ремонт идёт.

Пока же – ещё немного лестниц и витражей.


-18

Nagymező utca 8

-19

По Будапешту маленькой компанией: http://gidvbudapeste.hu/

http://anna-bpguide.livejournal.com/

https://www.facebook.com/anna.chaykovskaya1

https://knife.media/budapest-guide/