Все дело новой маркировке, которая подтверждает подлинность товара.
В России уже на этой неделе стартует “Черная пятница” с распродажами в магазинах одежды, обуви, косметики, техники и даже продуктов. Сезон скидок с таким названием пришел к нам из США и может длиться несколько дней или даже недель. Вот, только в этот раз ажиотаж и очереди в “Черную пятницу” могут вырасти в разы из-за грядущего подорожания бытовой техники. Все дело в новой маркировке на эти товары, которая начнется в этом и продолжится в следующем году.
С чего все началось
Сейчас в России действует обязательная маркировка на определенные товары, при помощи которой можно отследить “жизнь” изделия от момента производства на заводе или фабрике и до его продажи в розничном магазине. У покупателя в таком случае не возникает вопросов о качестве и подлинности изделия. Сейчас обязательная маркировка действует на шубы, шапки и любые другие изделия из натурального меха, на табачную продукцию и некоторые лекарства. В общем-то на то, что чаще всего подделываю, и что может дорого стоить.
С 1 декабря этого года маркировать будут духи, автомобильные шины, некоторую одежду, фотоаппараты и вспышки. А уже с 2020 года вступит в силу обязательная маркировка оставшихся видов электроники и бытовой техники.
Цитата
“Бытовая техника уже имеет серийный номер. Да, его можно подделать, но крупные сетевые магазины на это не пойдут. Какова вероятность того, что такой магазин захочет подпортить себе репутацию и заключить соглашение с непроверенным поставщиком, который кустарно делает технику и набивает заводские серийные номера на компрессоры, двигатели, корпуса и т.д. Маркировка скорее нужна для тех предметов, которые перепродают из рук в руки: купили телевизор в магазине, прослужил он 4 года, его перепродают другим людям. Вот в этом случае, я бы хотела увидеть какую-нибудь маркировку не на вскрытой коробке, а на самом предмете, чтобы быть уверенной, что я не беру “кота в мешке”, - говорит покупатель Светлана Истомина.
Бизнес не согласен
Предприниматели направили письмо министру промышленности и торговли Денису Мантурову с предложением отсрочить маркировку на технику до 2024 года и пересмотреть саму систему отбора товаров, которые должны быть обязательно маркированы, сообщают “Известия”. Если изначально предполагалось, что отмечать будут товары конкретных рынков, где чаще всего продают подделки, сейчас в “черном списке” оказались и добросовестные торговые направления. Эксперты опасаются, что подорожания в этом случае просто неизбежны.
Черная метка
Обязательная маркировка меховых шуб - логична и уже удачно прошла проверку. Заглядывая в какой-нибудь бутик, девушки знают, что их обновка произведена на конкретном заводе, из конкретного материала. И все это имеет гарантию качества: дорогостоящая шуба не облезет через 2 дня после покупки. Конечно, это сократило число мошенников- производителей.
С бытовой техникой совершенно другая ситуация. Навряд ли кто-то будет подделывать холодильник или стиральную машину известного бренда, чтобы за дорого его продать - это просто экономически не выгодно. Затраты на производство корпуса, внутренних механизмов и электроники для подделки сопоставимы со стоимостью оригинального товара.
Цитата
“Маркировка обязательно нужна там, где есть прямая угроза жизни и здоровью человека. Это касается фармацевтических средств, потому что мы не знаем, что внутри таблетки, различных медицинских приборов и аппаратов. Она обеспечивает повышенную систему контроля и безопасности этой продукции. Если говорить о предметах длительного пользования: чайниках, телевизорах, холодильниках... Понимаете, фальшивомонетчики 100-рублевую купюру подделывать не будут. Также и здесь, смешно представить, что кто-то будет подделывать телевизор. В этих случаях маркировка служит определенной системой ограничения ввоза на территорию России продукции из других стран, с которыми у нас санкционные отношения. По сути это инструмент, позволяющий со временем влиять на ввозимую продукцию. Хотелось бы, чтобы маркировка поддержала отечественных производителей, чтобы они получили определенные преференции. Я не могу сказать, что подорожание будет напрямую связано только с маркировкой. Оно происходит из-за инфляции и из-за других экономических процессов. Даже если мы говорим о финансовых затратах на, например, экспертизу перед маркировкой, скорее всего будет как с бутылкой алкоголя. Никто же не проверяет каждую бутылку, акцизная марка выдается на определенную партию алкоголя. Новые правила приведут к определенному подорожанию, но вряд ли это выльется больше чем в 1-3%”, - комментирует Александр Габитов, президент Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области.
Минпромторг об отсрочке новых правил молчит и в свою очередь обещает разрабатывать новые методики и списки товаров, которые чаще всего подделывают, чтобы их маркировать. Но, так или иначе к небольшому подорожанию стоит быть готовыми.
Анастасия Заливухина