LegalTech и LawTech
Ключевая разница между LegalTech и LawTech заключается во времени появления этих терминов. В связи с этим термин LegalTech воспринимается как более состоявшийся и более актуальный применительно к правовым вопросам. Но при этом, за счет своей простоты, термин LawTech претендует на ключевую роль в этой паре.
Если сравнивать использование двух терминов, в настоящее время LegalTech применяется к описанию технологических решений, которые нацелены на автоматизацию работы юристов и оптимизацию стандартных бизнес-процессов. Следовательно, можно сказать, что этот термин в большей степени описывает технические процессы в юриспруденции.
Термин LawTech применяется к решениям в области правовых консультаций и юридической помощи для потребителей юридических услуг. Таким образом, LegalTech – это инструмент для юристов, LawTech – инструмент для клиентов юристов. Несмотря на то, что каждый из этих терминов уже занял свою нишу, можно предположить, что в скором времени эти понятия объединятся, поскольку оба этих термина, по сути, описывают «две стороны одной медали».
Новые проекты в LegalTech сегодня следует запускать в наиболее крупных сегментах рынка, представляющих наибольший потенциал. Это могут быть автоматизированные реестры, создание новых CRM и ERP-систем, которые учитывают специфические потребности компаний в LegalTech, решения для стандартизации рабочих мест юристов с разработкой ID юриста (по аналогии с ID врачей в поликлиниках), системы для создания типовых документов, маркетплейсы юридических услуг и системы автоматизации работы судебных органов и участников судебных заседаний.
Например, для взыскания компенсаций по задержанным рейсам, человеку раньше приходилось составлять запросы самостоятельно, предварительно проверив на возможность получения компенсации, и отправлять их на адрес авиакомпании, который предварительно еще надо было найти. Теперь же требуется только ввести свои данные в унифицированную форму на сайте и все, робот дальше сам займется ее проверкой, подготовкой жалобы, ее отправкой и получением ответа.
LegalDesign
Если смотреть на хронологическое появление данной терминологии, то сначала в центр внимания был LegalTech, который и является основополагающим для зарождающейся новой индустрии. После пришло осознание того, что LegalTech это все таки более конкретное направление, а отрасль скорее следует обозначить более обширно, и появился термин LawTech. А учитывая что оба термина подразумевают применение новых технологий в юриспруденцию, в последствии появилось осознание того, что устоявшиеся правовые нормы все таки требуется каким-то образом трансформировать для того чтобы они могли быть применимы в такой новой трактовке оказания юридических услуг как LegalTech, и именно в этом и призван помогать LegalDesign. Фактически, LegalDesign это способ адаптации такой архаичной отрасли как юриспруденция в рамках цифровизации услуг, в данном случае правовых услуг. Разумеется, LegalTech может существовать и без LegalDesign, но таким образом данные сервисы могут быть доступны в менее адаптивной и комфортной для пользователей форме.
Разумеется, сам подход LegalDesign по созданию интерфейсов удобных для пользователей необходим совершенно в любой сфере. Если рассматривать отрасль права в России, то в первую очередь LegalDesign необходим для подготовки доступного и понятного законодательства. Собственно, именно в этом и состоит ключевая задача LegalTech – сделать юридические услуги максимально доступными.
RegTech
RegTech, если описывать его суть, это автоматизация процессов комплаенса:
- Автоматизация. RegTech полностью автоматизирует подготовку отчетности согласно с действующими правилами и нормами.
- Простота и удобство в использовании. В целом, когда программа сама формирует условную отчетность, нет необходимости постоянно отслеживать что изменилось – она сама раскидает информацию в нужном порядке.
- Оперативность и быстрое реагирование. Как только законы принимаются, их можно загрузить в программу, и она автоматически будет их соблюдать.
- Решать реальную проблему. Ранее если отчетность готовилась не по утвержденному образцу, ее могли не принять, а просрочка сдачи отчетности всегда каралась штрафами. Теперь же проблема со штрафами может быть решена полностью.
Вся сложность сейчас заключается в правильности ввода информации в имеющиеся базы данных. Но когда будет настроена устойчивая передача информации от кассового аппарата к программе, готовящей отчетность, бухгалтера будут вытеснены AccountantTech сервисами, которые с такой рутинной работой будут справляться самостоятельно, безошибочно и оперативно.