Найти тему
Зимняя вишня

Особенности желтого пигмента в спектральном анализе произведения искусства

Оглавление

Связь с сэром Томасом Лоуренсом исторически и научно очень актуальна, поскольку Лоуренс был первым записанным художником, который в 1809 году в своем «Портрете джентльмена» использовал вновь синтезированный желтый пигмент, хромовый желтый, свинцовый (II) хромат. Поэтому крайне важно определить, предшествует ли эта картина сэру Томасу Лоуренсу и была ли она выполнена при жизни Сигизмондо Пандольфо Малатеста, в соответствии с ее возможным размещением в период Ренессанса.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Sir_Thomas_Lawrence01.jpg
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Sir_Thomas_Lawrence01.jpg

Научный анализ произведений искусства, основанный на идентификации пигментов, привлекает большое внимание к методам, которые являются либо полностью неинвазивными, либо иным образом требуют лишь минимального отбора проб и физического вмешательства; в этом отношении рамановская спектроскопия предоставила важную роль для характеристики минеральных и органических пигментов и их связующих с молекулярной точки зрения. К тому же эта методика подкреплена информацией о химических элементах, полученной из других более разрушительных аналитических методов.

Из таких исследований пигмента, хотя правильное историческое происхождение картины реально достижимо только в широких временных рамках из-за обычного использования пигментов часто в течение сотен лет, выявление подделок с помощью криминалистического научного искусства часто осуществляется путем идентификации поддельных пигментов в художественном произведении, которых не существовало в его предполагаемом времени создания. В последние годы в литературе появились некоторые очень важные исторические примеры, чтобы подтвердить этот подход и оправдать использование спектроскопического анализа для правильной привязки произведений искусства к конкретным временным рамкам.

Тем не менее, необходимо проявлять некоторую осторожность при интерпретации научных данных, относящихся к произведениям искусства, так как незарегистрированные, более поздние реставрации более старых артефактов и картин могли быть предприняты по ряду причин, и это будет очевидно в этом исследовании.

Рамановская спектроскопия

Рамановские спектры были получены с помощью микрорамановской системы Bruker Senterra, работающей при лазерном возбуждении 785 и 532 нм; Спектры регистрировали в диапазоне волновых чисел 1800-100 со спектральным разрешением 4 см и объективом 20 X микроскопа, что дало отпечаток приблизительно 5 микрон на образце.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/03/28/16/39/microscope-2182647_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/03/28/16/39/microscope-2182647_960_720.jpg

Поскольку образцы пигмента были неоднородными, было получено несколько спектров из разных областей образца в одном и том же произведении искусства для регистрации компонентов пигмента. Кроме того, чтобы устранить фоновые эмиссионные эффекты деградации лака в этом невосстановленном и неочищенном произведении искусства, фрагменты образца были исследованы как на верхней, так и на нижней поверхности.

Обсуждение аналитических результатов

Пигменты для живописи Малатеста включают те, которые обычно используются в течение длительного периода истории искусства в эпоху Возрождения; Белый пигмент характеризуется несколькими комбинациями свинцового белого, барита, кальцита и гипса, черного пигмента растительным углем, желтой охры (гетита), Terre Verte и киновари. Массикот, оксид свинца (II), четко идентифицирован в нескольких регионах и указывает на вероятную раннюю дату этой картины, поскольку она была заменена в 17-м веке более новыми, более яркими желтыми пигментами, такими как желтый Неаполь и желтые олово, типы I и II.

Использование ярко-красного и свинцового белого в смеси для телесных тонов довольно типично для качественной окраски этого периода, и другие, более дешевые красные пигменты не были выявлены в этих регионах. На картине найден спектр комбинационного излучения ярко-красного цвета с характерными полосами при 250, 285, 340 см и очень слабой характеристикой свинцового белого цвета при 1050 см.

Однако самое интригующее открытие связано с наличием хромата свинца (II) в золотисто-желтых областях посоха и, в частности, на солнце. Это важное открытие, поскольку хотя хромат свинца (II) встречается в природе как минеральный крокоит, он впервые появился в виде синтетического пигмента (желтый хром) после его выделения из крокоита Вокелином в 1809 году.

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/05/14/10/49/paint-3399467_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/05/14/10/49/paint-3399467_960_720.jpg

Художники в начале 19-го века использовали его в качестве яркого золотисто-желтого пигмента, вплоть до его снижения примерно три или четыре десятилетия спустя из-за опасений по поводу токсичности свинца и ухудшения качества картины из-за потемнения на воздухе. Тщательная проверка образцов выявляет наличие как массикоута (140 см-1), так и хромата свинца (827, 374, 358, 324 см-1) в разных составах.

Следовательно, можно сделать вывод, что пигменты, идентифицированные на картине Малатеста, имели ренессансное происхождение, за исключением хромового желтого цвета.

Одной из возможных причин этого является использование природного минерального крокоита в качестве источника хромата свинца, в противном случае можно было бы рассмотреть возможность его отнесения к началу 19-го века. Вездесущность свинцового белого цвета, безусловно, совместима с эпохой Возрождения, но случайная идентификация сигналов баритов довольно необычна в этом контексте.

Следует, однако, быть весьма осторожным, делая жесткие выводы о датировке картины 19-го века исключительно на основании обнаружения наличия синтетического пигмента, который должным образом принадлежит ей. Разумно сделать вывод, что через несколько веков большинство произведений искусства потребовали некоторого восстановительного внимания и, возможно, «повторного прикосновения» к ключевым областям, особенно если они были выставлены в местах, которые были нагреты угольным огнем и освещены свечами и маслом лампы.