Найти тему

Старообрядческий high-tech - необычная церковь в несуществующем переулке.

Оглавление

Малый Гавриков переулок - топографическая аномалия. На карте он есть, а в реальности представляет собой "крышу" Лефортовского тоннеля Третьего транспортного кольца. Старая застройка в таких условиях, конечно же, не выжила. Но осталась одна любопытная церковь, притягивающая взгляд своим необычным внешним видом.

И ЧТО ЭТО ЗА ЦЕРКОВЬ?

Зовется она длинно - Покрово-Успенская церковь в Малом Гавриковом переулке, и стоит она здесь чуть больше 100 лет. Как-то так вышло, что к восточные предместья Москвы были облюбованы старообрядческими общинами. В 1784 году появилась такая и в Малом Гавриковом переулке. Основали ее купцы Шибаевы, от фамилии которых и была названа "Шибаевская моленная", просуществовавшая здесь до 1905 года.

О другой старообрядческой общине на востоке города я немного рассказывал в статье "По следам солдатской слободы - Прогулка по Преображенскому в поисках старины", почитать ее можно здесь.
-2

Почему именно до 1905? Грянула первая российская революция, в которой приняли деятельное участие крупные фабриканты-старообрядцы, усмотрев в сложившейся ситуации хорошую возможность для упрочения и легализации своих позиций в государстве. Своих целей они достигли - правда, частично и временно. В число документов, призванных успокоить бунтующее общество и, как минимум, создать видимость либеральных преобразований, вошел указ "Об укреплении начал веротерпимости" от 17 апреля 1905 года, фактически легализировавший старообрядчество, исповедование которого, правда, и до этого было секретом полишинеля. Только фабриканты, покрывавшие рабочее движение во время первой революции, не подозревали, что следующая революция, 1917 года, сметет их со всем отвоеванными достижениями.

-3

Указ 1905 года позволил старообрядцам перестать прятаться и начать строить свои собственные церкви, никак их не маскируя. Одна из первых появилась в Токмаковом переулке, построенная на деньги, в частности, фабрикантов Морозовых (она тоже очень интересная, но сейчас реставрируется, подойти к ней сложно, а красиво сфотографировать что-то, кроме колокольни - еще сложнее, так что о ней как-нибудь в другой раз). Автором проекта стал архитектор И. Е. Бондаренко. Церковь пришлась настолько по душе различным общинам, что Бондаренко стал чуть ли не официальным зодчим для старообрядцев, построив около 10 храмов в Москве и Подмосковье. В книге "Москва. Памятники архитектуры 1830-1910-х гг." о нём писали следующее: "Постройки его обладают неповторимым своеобразием. Он стилизует по преимуществу формы новгородско-псковского зодчества, но трактует их очень вольно. Подчеркнутой плавностью и богатой пластикой форм, их экспрессивной выразительностью Бондаренко напоминает двух мастеров модерна - А. Гауди и Ф. О. Шехтеля."

-4
Вокруг Москвы есть целое кольцо из "старообрядческих городов", во многих из которых я побывал, и даже писал статьи:
"Боровск - уездный город Циолковского и старообрядцев" - тут.
"Как спонтанно послушать джаз в Ногинске" - тут.
"Егорьевск - город одной улицы (тут) и Призрак дома на холме" (тут).

И В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ЭТОЙ?

Покрово-Успенскую церковь Бондаренко закончил в 1911 году. Как и в случае храма в Токмаковом переулке, архитектору предоставили свободу творчества. Бондаренко использовал новый для начала XX века и ранее почти не использовавшийся в строительстве церквей железобетон. Этот материал использовался для свода и купола. В получившейся конструкции сложно угадать "элементы северного новгородско-псковского зодчества", настолько храм не похож на большинство церквей, которые можно найти в Москве.

-5

Путеводитель по Москве 1913 года под редакцией И.П. Машкова рассказывает нам следующее:

"Храм построен в 1911 г. архитектором И. Е. Бондаренко, двухэтажный. Нижний на 300 человек для будничных служб, верхний на 1000 для праздников. Своды железобетонные. Интересен купол в конструктивном отношении: стены его из двух железобетонных плит с прослойкой воздуха опираются на кольцо железной фермы крыши. Глава купола тоже железобетонная, покрыта золоченой майоликовой черепицей. Такой же черепицей покрыт восьмигранный шатер колокольни. Верхний храм богато убран. Очень интересны орнаментальные мотивы бронзового иконостаса и бронзовой золоченой утвари, особенно паникадило. Клиросы, киоты, лампады, плащаница - все это выдержано в русском стиле. Стоимость храма 140 000 рублей."

-6

А ПОСЛЕ 1917 ГОДА?

Сами понимаете, ничего хорошего для здания. Церковь действовала до 1933 года - ей повезло больше многих. Но затем кресты были сбиты, иконы переданы в Третьяковку, храм - закрыли. В 1966 в пустующее помещение "вселили" спортивное общество "Спартак", которое, сами понимаете, сохранности памятника архитектуры не способствовало. Спортивная направленность сохранилась и после 1991 года. К концу 90-х церковь вообще могли уничтожить - либо открыто (при строительстве Третьего транспортного), либо "мимоходом" (довести до совсем уж катастрофического состояния и снести, как аварийную). К счастью, этого удалось избежать, а в 2017 году церковь даже вернули старообрядцам, если быть точным - Покровско-Успенской общине.

-7

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в очень своеобразном месте - под ней ТТК, рядом - четырехполосная дорога, сохранившая имя снесенного переулка, скорее, по недоразумению, и минимум других достопримечательностей в округе. Поэтому попасть сюда можно либо случайно, либо - целенаправленно идти и любоваться. Возможно, стоит попробовать!

-8