Найти тему
Studium abroad

10 отличий в российском и немецком вузах (2) 120 (!) человек из 70 на каждой лекции

Я решила, что 10 отличий выделять слишком мало!
Потому что их гораздо больше. Сегодня я поделюсь следующими 5 отличиями, которые я отметила.
В предыдущей статье (первой статье этого блога) я рассказывала о стипендиях, семестровом взносе, традициях окончания занятия и особенностях интернациональной среды в немецких университетах и то, как это отличается в российском университете. Ну что, поехали?

1) В Российских университетах занятия могут преподавать ... преподаватели. Практика того, чтобы преподавали аспиранты не так часта. Да, каждому аспиранту необходимо набрать преподавательские часы, но чаще аспиранты в российских вузах ведут пары своих научных руководителей. Например, у нас они вели просто историю социологии или социологию образования по 4 пары, например. Может быть, в других российских вузах иначе?

В немецких же университетах (по моему опыту и опыту моих друзей) PhD студенты ведут занятия довольно часто. Так, преподавателям остаются лишь лекции, иногда практики (бывают и исключения, конечно). Для нас полностью организовывали PhD студенты такие семинарские занятия как "транснациональные репродуктивные экономии" или "социология дружба". "Промовирующиеся студенты" (как их называют там) занимаются темой, которой они заняты в своей исследовательской работе. Занятия проходят не менее серьезно, чем с преподавателями, все настроены на работу. Но при этом все же PhD "ведет" занятие, планирует его, задает домашнее задание и выдает кредиты по итогам. Такие занятия, иногда могут оказаться логичным дополнением к лекциям профессора, у которого пишет студент.

водная лекция об обучении в HU (дают PhD студенты)
водная лекция об обучении в HU (дают PhD студенты)

2) Кроме того, присутствует и такой тип занятия как туториум или у нас был, например, "туториум-проект", которые ведут магистры. На таких занятиях предполагается совместное закрепление материала студентами, где занятие ведет другой студент, магистрант, который уже сдал данную дисциплину. В России нет таких аналогов, на сколько я знаю.

В случае с проектом, в нашем университете Туториум вела магистр, с которой вместе мы придумывали проект на тему, которой занимается она. Причем на такие туториумы-проекты, могут записываться и PhD студенты, и студенты других институтов\факультетов. В итоге, мы делали ввосьмером проект посвященный отображению женщин в документальных фильмах ДДР. Это очень интересно, учитывая, что студенты предоставлены сами себе. В нашем распоряжении была аудитория с кухней, то есть каждый туториум мы начинали с чая, печенек и работали в очень комфортной атмосфере. За туториумы тоже дают кредиты, но меньше, чем за семинары, например. А иногда можно позвать преподавателей, чтобы они поделились каким-то материалом на туториуме.

Наш туториум-проект о женщинах ГДР. Пьем чай, придумываем проект, а преподаватель привел свою собачку, ведь ее было не с кем оставить дома :)
Наш туториум-проект о женщинах ГДР. Пьем чай, придумываем проект, а преподаватель привел свою собачку, ведь ее было не с кем оставить дома :)

3) Переполненные классы и отсутствие проблем с посещаемостью. В российских университетах привычна ситуация, когда лекция проводится для потока студентов. Но из потока в 120 человек на занятии может присутствовать около 80. Так как студенты, люди занятые в России (для своей же учебы), они часто договариваются с преподавателями о возмещении пропусков или просто не посещают занятия.

В Германии же, в начале семестра, классы забиты под завязку (и даже больше). На лекциях для 100 человек может присутстовать в два раза больше людей. На семинары для 25 у нас приходили 54 человека, а для семинара в 50 было 120 человек. Сначала мне все это казалось фантастикой какой-то. Конечно, после первого занятия студентов немного убавляется, но чаще всего классы являются более полными. Так, в семинарских аудиториях студенты сидят на полу, на окнах, в лекционных - на лестницах, а иногда вместе с преподавателем за его столом.

В силу заполненности аудиторий, в особенности на лекционных занятиях, преподаватели используют микрофоны и многоэкранные презентации. Для некоторых занятий и вовсе набирают две полных классных комнаты: в одной находится преподаватель, его снимает камера и записывается звук, в другой же аудитории все транслируется.

А почему это происходит, тоже требует рассуждений. Здесь множество причин, и большее уважение к высшему образованию (не просто обучение для корочки и шутки над тем, куда деть свой диплом в последствии), активный личный вклад в личное образование (когда студент приходит на занятие не с посылом, что ему в голову должны что-то положить, а стремится получить знания различными способами самостоятельно), более гибкая система образования (на занятие приходят те студенты, которые сами выбрали данный курс среди прочих возможных, соответственно, присутствует личная инициатива). С чего иногда и начинается занятие - все рассказывают немного о себе, о тех причинам, почему им интересно заниматься в данном курсе и личный опыт, связанный с темой занятия.
Холл первого этажа на входе в главный корпус HU Berlin
Холл первого этажа на входе в главный корпус HU Berlin

4) В связи с тем, что каждый выбирает себе занятия по личному усмотрению, не существует групп и одногруппников как таковых вообще. На какие-то занятия ты можешь совпасть с несколькими повторяющимися людьми. С кем-то можешь и вовсе случайно составить одинаковое расписание. Но, в целом, на одном занятии оказываются люди, которые начали учиться только что, находятся в первом семестре, и люди, которые уже делают последний семестр.

Я иногда посещала занятия бакалавров для того, чтобы обогатиться профессиональным словарным запасом. И некоторые студенты также могут практиковать это - ходить на занятия к бакалаврам или магистрам, даже если они относятся к другому уровню обучения. Есть и вольные слушатели: иногда для этого нужно регистрироваться на занятии, а иногда можно прийти просто на вторую и третью лекцию, и если есть свободные места, остаться на занятии.

Здание новой библиотеки HU Berlin, кампус Адлерсхов (где находилось общежитие)
Здание новой библиотеки HU Berlin, кампус Адлерсхов (где находилось общежитие)

5) Языковые центры и курсы - почти при каждом университете.

  • И в них можно не просто учить немецкий (так как это язык страны пребывания) и английский (так как это главный интернациональный язык). В таких школах много разных языков (у нас были и арабский, и русский, и итальянский, и испанский, и др.).
  • Перед каждым семестром организовываются интенсивные курсы (это когда ты 4 недели 5 раз в неделю по 5 часов занимаешься языком в школе + финальный проект) не только по немецкому, я также ходила между первым и вторым семестром на занятия французского.
  • Языковые школы чаще всего сертифицированы на подготовку к международным сертификатам: "TestDaF, TOEFL, IELTS, UniCERT" и другие.
  • Преподаватели организовывают поездки в страну с языковой средой изучения.
  • Студенты занимаются тандем-партненгом (например, ты русский и изучаешь немецкий, ты хочешь практиковать язык с носителем, а какой-то немец также учит русский - вы можете сколаборироваться и встречаться раз в неделю).
В мой первый месяц в Германии я ходила на интенсивные курсы немецкого. А это моя замечательная группа. 16 ребят из разных стран, студенты и не только.
В мой первый месяц в Германии я ходила на интенсивные курсы немецкого. А это моя замечательная группа. 16 ребят из разных стран, студенты и не только.

Вот 5 отличий на сегодня. У меня есть 5 (и на самом деле еще) больше! Об университетских ID картах, незнакомых нам типах занятий (например, семинар-чтения, круговые лекции), о визовых центрах и другом в следующей статье.

Если Вы обучались за рубежом, какие занятия запомнились Вам больше всего? Вели ли что-то PhD студенты? А в России, что у Вас вели аспиранты и преподавали ли они вообще? Может быть, Вы сами ездили в языковые школы?

Обратите пожалуйста внимание, что я не обобщаю мои примеры и аргументы к ним к "абсолютам", что все, что происходит в России и Германии только так, а не иначе. Напротив, если у вас есть антитезис к чему-то с примером, я буду очень рада увидеть его, ведь я действительно могу что-то не замечать. :) До новых встреч!

🎓 Подписывайтесь на канал , и я расскажу еще больше о высшем образовании в Германии