Архивная фотография Михаила Шубинского, опубликованная в номере «Рабочей правды» от 31 июля 2019 года, вызвала большой отклик полевчан. Воспоминаниями о нескольких героях фото и о работе листопрокатчиков уже поделились Евгений Ананьин («РП» от 21.08.19 г.), Галина Хрищева, Ноан Зелёный, Андрей Воробьёв («РП» от 18.09.2019 г.). А на днях нас ждала крупная удача – в редакцию позвонил Валерий Попов со словами:
– Это же моя бригада! Я – в центре, старший вальцовщик, бригадир. Есть у меня ещё один снимок, сделанный фотокором Шубинским полчаса спустя,– разница большая. Приходите. Расскажу.
Мозоль на ровном месте
– Сколько себя помню на заводе – под указательным пальцем всегда была здоровенная мозоль, вот только недавно начала исчезать, на заслуженном отдыхе, – рассказывает Валерий Германович.– И так у большинства.
Работа была горячая, тяжёлая, в валенках, робе и железных башмаках. На голове щиток, а сверху ещё металлическая сетка до плеч. 5 вентиляторов не справлялись. Когда совсем невмоготу станет, особенно летом, выльешь на себя ведро воды и дальше работаешь.
Бригада в 1957 году, честно скажу, досталась мне не очень сильная, один был совсем ненадёжный работник, но мы и сами подтянулись, и из него сделали человека: «Или у нас работаешь как следует, или пойдёшь по рукам, т. е. подменным по всем бригадам». Помогло. Вскоре наша бригада стала рекордсменом: 1100–1200 пакетов металла катали за смену, когда по норме надо было катать около 900.
Как-то авария случилась – на двое суток стан остановился, и, как на притчу, в конце месяца. Но нашей бригаде даже это не повредило. Стали считать норму – план выработан. Вот какой запас прочности у нас был! В 1975 году меня наградили орденом Трудовой Славы, а в 1976 году бригада дала новый рекорд–430 тонн листа сверх плана за год! Помню, хотел сбавить темп–уступить рекорд брату (он руководил другой бригадой), поделился с мамой своей придумкой, но она тогда категорично заявила: «Валера, так нечестно. Надо бороться справедливо». Всё это было незадолго до закрытия цеха. И потом, когда нас переквалифицировали катать трубы из слитков, везде учился, брал самое лучшее.
В Днепропетровске на учёбе как-то потеряли меня под конец дня: «Все здесь, а где этот, из Полевского?» «Наверное, пиво пьёт»,–отвечают.
А я ходил, всё выглядывал и записывал, чтобы на родной завод привезти умение.
Удар веслом – и нету конкурента!
– Вся наша бригада спортивной была. Вместе ходили на лыжные соревнования, я занимался тяжёлой атлетикой. Но был среди нас совсем выдающийся человек – бывший моряк Пётр Вагин. Он специализировался на лодочных гонках и устранял по несколько конкурентов одним ударом весла, причём ещё до старта, на разминке.
Размахнётся как следует и рванёт весло о воду – оно и переломится пополам. Вагин хитро «удивляется», а соперники смотрят – с таким товарищем соревноваться бесполезно! Многие сходили с дистанции сразу, и правильно– Пётр Георгиевич никогда не проигрывал.
Как видите, наша бригада вообще проигрывать не любила ни в каком деле. Ребята работящие были, выдерживали очень непростые условия. Смотрю сейчас на фото – будто родные все, улыбаются после тяжёлой смены. А многих уже давно в живых нет...