Найти тему

Травля в школе. Что делать если ваш ребёнок агрессор?

От школьной травли страдает не только жертва, но и сам агрессор.
От школьной травли страдает не только жертва, но и сам агрессор.

Это заключительная статья цикла, посвященного школьным баталиям и буллингу. Мы уже подробно поговорили на тему травли в школе и, что делать, если ребенок оказался жертвой. Но как быть, если именно ваш ребёнок - тот самый "массовик-затейник", зачинщик, задира?

Каждому любящему родителю тяжело и стыдно признать, что их ребёнок - участник травли. Но если проблема существует, нельзя закрывать на неё глаза. Нет, само всё не разрешится. Запомните: опыт безнаказанности, иллюзия своей силы и правоты вредят агрессору. Со временем у него могут сформироваться асоциальные черты личности, а деструктивное поведение и неумение выстраивать отношения рано или поздно приведёт к одиночеству.

Не надо поддаваться распространенному мнению, что дети-агрессоры безнадежны. Это не так. Но помочь им могут только взрослые.

Кадр из фильма "Чучело" (1984) реж. Ролан Быков
Кадр из фильма "Чучело" (1984) реж. Ролан Быков

Естественно, все случаи индивидуальны и к каждому нужен свой подход. Существует масса педагогических методик и принципов работы с детьми-агрессорами. Здесь я собрала лишь основные из них. Но они самые важные. Итак, для начала определим:

Что ни в коем случае делать нельзя:

1. Наказывать ребёнка (бить, ругать, кричать).

Как бы не казалось это странным, но травля не гасится травлей. Так вы только закрепите в его голове понятие сильный-слабый. И в следующий раз он просто будет тщательнее скрывать свое поведение. В итоге, это не избавит его от агрессии, злости, гнева и других негативных эмоций.

2. Вызывать чувство вины и стыда.

Очень часто именно стыд и скрытые комплексы толкают агрессора на самоутверждение за счёт жертвы. Да, и надо понимать, что лет до 12 у детей со своей моралью туговато. Тут, конечно, всё зависит от окружающих взрослых - именно мы формируем моральные ценности наших детей.

3. Давить на жалость, описывая какие страдания и переживания испытывает жертва.

Это лишь усилит презрение, и укрепит его в позиции сильного, который хочет казнит, хочет милует .

-3

Что можно сделать

1. Назвать явление.

Чётко назовите то, что происходит: «То, что вы делаете — это травля, насилие». Чаще всего дети не осознают, что происходит, для них всё может выглядеть безобидной игрой или проявлением личной неприязни. Они не видят ситуацию системно.

2. Дать однозначную оценку.

"Это серьёзная проблема, причём не только твоя, а всей группы (класса, компании). Есть "болезни", которыми болеют не люди, а коллективы. Так у вас и произошло."

Здесь, мне нравится, как советует провести беседу Людмила Петрановская

Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные человеки, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы. Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Можно привести примеры, что нам может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то же качество в разные времена и в разных группах оценивалось по-разному. Есть еще классная ролевая игра про кареглазых и голубоглазых, но ее должны проводить профессионалы. А мозги хорошо прочищает.
Конечно, все это получится, только если сам взрослый так искренне считает. Это должна быть проповедь, а не нотация.

3. Сформировать чёткую моральную позицию.

Это не просто. Лучше всего с этой задачей справятся психологи или педагоги. Но и родители могут помочь. Например, можно посмотреть вместе фильм о травле («Чучело», «Повелитель мух»). Посочувствуйте переживаниям ребёнка, который представил себя жертвой. Покажите пример того, как с этим обходиться — «да, это было бы тяжело».

Также, можно взять на вооружение психологический приём про "Гадкого утёнка", который в своём блоге описывает Людмила Петрановская:

Напомнив детям тот отрывок, в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: «Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?».

М/ф "Гадкий утёнок" (1956) реж. Владимир Дегтярёв
М/ф "Гадкий утёнок" (1956) реж. Владимир Дегтярёв

Этот же прием может помочь родителям осознать, что если травят не их ребенка, а наоборот, это тоже очень серьезно. Их дети находятся в роли тупых и злобных кур, а такие роли присыхают так крепко, что начинают менять личность.

Очень важно не стесняться подключать к решению проблемы коллектив школы. Обратитесь за помощью к педагогам, директору, школьному психологу. В этом нет ничего постыдного. В конце концов, инцидент травли в классе - это, в том числе, и упущение школы.

И, напоследок, хочется обратиться к тем родителям, которые считают агрессивное поведение своего отпрыска нормой и даже гордятся за него (а такие существуют).

Не стоит поощрять подобное поведение своего чада. Нет, это не проявление харизмы и лидерских качеств. Это вовсе не признак того, что ваш ребёнок сильнее, и станет успешным в будущем. Скорее наоборот. Победа сегодня обернется одиночеством и положением изгоя во взрослом коллективе, где никто уже не станет бояться такого «булли», а вот общаться с ним особо не захочет.

Любите своих детей! И добро пожаловать в Большой мир маленьких детей!