Найти тему
Кот-ученый

О космических парусниках, солнечном ветре и давлении света

Многие полагают, что солнечный парус заставляет двигаться космический аппарат под воздействием солнечного ветра. Но это не так. Устройство, использующее солнечный ветер тоже существует, но называется оно электрический парус. А классический солнечный парус приводит аппарат в движение благодаря давлению света. Эти два явления не стоит путать.

Когда в XVII веке великий Иоганн Кеплер наблюдал движение комет, он обратил внимание на то, как кометное вещество словно бы отбрасывает в сторону от Солнца неведомая сила. Тогда ему пришло в голову, что может быть, это солнечный свет уносит космическую пыль, подобно струям воды или потокам воздуха.

Кеплер был не совсем прав. В формировании кометного хвоста играет важную роль не столько солнечный свет (поток фотонов), сколько тот самый солнечный ветер, направленный от Солнца поток ионизированных атомов гелия и водорода, частиц гораздо более крупных и медленных, чем фотоны. Тем не менее, Кеплер высказал мысль, что свет способен оказывать давление на материальные предметы, и следующие поколения учёных это проверили. В XIX веке Джеймс Максвелл подвёл под идею прочную теоретическую базу. Под действием электрического поля волны электроны в телах совершают колебания – образуется электрический ток. Этот ток направлен вдоль напряженности электрического поля. На упорядоченно движущиеся электроны действует сила Лоренца со стороны магнитного поля, направленная в сторону распространения волны – это и есть сила светового давления. А в 1900 г. Петру Николаевичу Лебедеву удалось измерить силу этого давления.

Прибор Лебедева
Прибор Лебедева

Прибор Лебедева состоит из легкого стержня на тонкой стеклянной нити, по краям которой прикреплены легкие крылышки. Весь прибор помещался в стеклянный сосуд, откуда был выкачан воздух. Свет падает на крылышки, расположенные по одну сторону стерженька. О значении давления можно судить по углу закручивания нити. Правда, гладко было на бумаге… В ходе эксперимента Пётр Николаевич столкнулся со множеством помех, связанных с недостаточно высоким вакуумом в сосуде и неравномерным нагревом прибора, но в конце концов он добился достоверного результата.

В 20-годы XX века Фридрих Цандер предложил идею солнечного паруса.
В 20-годы XX века Фридрих Цандер предложил идею солнечного паруса.

А в 20-годы XX века Фридрих Цандер предложил идею солнечного паруса. В 1924 г. он даже подал заявку в Комиссию по изобретениям, но она была отклонена и не без оснований. Лишь в 80-е – 90-е стало можно говорить о солнечном парусе сколько-нибудь предметно.

В 1989 году юбилейной комиссией Конгресса США в честь 500-летия открытия Америки был объявлен конкурс о выведении на орбиту нескольких солнечных парусных кораблей, разработанных в разных странах, и проведении гонки под парусами к Марсу. Свои заявки на участие в конкурсе подали США, Канада, Великобритания, Италия, Китай, Япония и Советский Союз. Старт должен был состояться в 1992 г., но, увы, не состоялся из-за финансовых сложностей.

Однако работы велись. В России солнечный парус был создан совместными усилиями НПО «Энергия» и Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики. В феврале 1993 г. парус, тончайшую зеркальную плёнку двадцатиметровой ширины, успешно развернули в космосе на борту корабля «Прогресс М-15» в рамках программы «Знамя». Но затем ряд неудачных экспериментов заставил отказаться от продолжения этой научной программы, да и время для российской науки тогда, признаться, было не лучшее. Первым аппаратом, использовавшим космический парус как двигатель, стал японский IKAROS (Interplanetary Kite-craft Accelerated by Radiation Of the Sun, июнь 2010) . Его общая масса составляла 293 кг, а парус представлял собой четырёхлепестковую мембрану, квадратную со стороной 14 м.

Солнечный парус
Солнечный парус

В мае 2015 г. в космос отправился американский частный спутник LightSail-1 и тоже успешно развернул свой парус. В июле 2019 то же самое сделал LightSail-2, причём ему удалось изменить свою орбиту, не используя никаких других двигателей.

Что до потока гелиево-водородной плазмы, идущего от Солнца, то первые предположения о его существовании были сделаны в 50-е годы XIX века, а в 1958 г. американский астрофизик Юджин Паркер ввёл в обиход понятие «солнечный ветер». Первые прямые измерения его свойств были проведены в 1959 г. советской станцией «Луна-1»

Электрический парус, использующий в качестве источника тяги импульс ионов солнечного ветра, был предложен в 2006 финским учёным Пеккой Янхуненом.

Со́лнечный па́рус — приспособление, использующее давление солнечного света или лазера на зеркальную поверхность. Электрический парус состоит из ряда длинных и тонких тросов, которые имеют высокий положительный потенциал, и бортовой электронной пушки. Электронная пушка создает луч электронов, направленный против движения космического корабля, из-за чего тросы приобретают положительный заряд. Положительно заряженные тросы отталкивают ионы солнечного ветра, что, в свою очередь, приводит к передаче импульса от ионов к парусу и, как следствие, разгону корабля.

Электрический парус
Электрический парус

Воплотить идею в жизнь взялась… Эстония. При активной поддержке Европейского космического агентства. Спутник ESTCube-1, относящийся к типу CubeSat, сделали студенты Тартусского университета специально для испытания электрического паруса. 7 мая 2013 года он покинул Землю с помощью ракеты-носителя Вега (совместная разработка Итальянского и Европейского космических агентств), стартовав с космодрома Куру во Французской Гвиане. К сожалению, раскрыть электрический парус не удалось. Как полагают, из-за механических неполадок. Так что нам ещё только предстоит увидеть это устройство в действии.