Географические особенности города всегда имеют значение.
Если город располагается на большой реке, такой как Волга, например, то она сразу становится его центром.
Набережные и мосты задают тон в Санкт-Петербурге с его многочисленными реками и каналами.
В городе имеются горы или возвышенности? Обязательно будут вид на склон и обзорная площадка. Достаточно вспомнить Воробьевы Горы в Москве, Мтацминду в Тбилиси, Монжуик в Барселоне.
География города - это почти всегда его "фишка".
И у Еревана она тоже есть. Причем необычная, очень редкая: ущелье посреди города. Вот это да!
Ну ладно, небольшое преувеличение, Разданское ущелье проходит не по самой главной улице, а по краю центра.
Представьте картину: город внезапно заканчивается, вы оказываетесь на краю пропасти. Внизу течет узкая речушка. Это Нижне - Разданский канал. Вдоль его берегов заросли.
Оставляем позади шумные улицы, минут пять на спуск и всё по-другому: вокруг тишина и природа.
Если взрослые люди не в курсе, то заброшкой всякие неформальные компании и подростки обычно называют недостроенные или заброшенные здания.
Так вот, Разданское ущелье - это грандиозная заброшка. Благоустройство отсутствует полностью. То, что могло бы стать отличной пешеходной зоной отдыха для горожан и туристов, никак не используется.
Даже не знаю, хорошо это или плохо. Для города очевидно плохо, а для любителей необычных пространств может быть и хорошо.
В 1937 году в Разданском ущелье проложили Детскую железную дорогу.
По-моему, гениальная идея.
Это стоит увидеть. Даже путь к достопримечательности необычен.
Нужно найти вход в пешеходный туннель, который проходит под районом Конд. Сворачиваем с оживленной улицы, десяток ступенек вниз и переход. Пришлось все время спрашивать дорогу, самим было бы найти трудно.
Народное творчество на стенах тоннеля не оставляет равнодушными:
Выходим на свет Божий и перед нами здание центрального вокзала Детской железной дороги:
На первый взгляд, дорога заброшенная. Всё выглядит так, как будто десятилетие здесь не ступала нога человека.
Но нет, оказывается, по выходным Детская железная дорога работает как аттракцион. Витражи и люстра выглядят новыми, либо так хорошо сохранились.
Поезд того же года, что и дорога, до сих пор стоит на путях. Неужели такое бывает?
Рядом с ветераном стоят поезд помоложе и вагончики.
В стороне старые сломанные вагоны, разукрашенные местными художниками:
Нашла старые фото, посмотрите, как это было раньше:
Раньше все было поживее, хотя мне и сейчас нравится.
Вдоль путей можно прогуляться к следующим станциям. Слева от нас берег канала, справа скала. Действительно интересное место.
Нужно кое - что немного обновить просто...
Три станции, железная дорога закончилась. Выходим к стадиону Раздан.
Рядом живописный пешеходный Акведук через ущелье.
Кстати, в данном случае, Акведук - это не просто обозначение конструкции, но и собственное название моста на карте города, поэтому, будьте любезны, с большой буквы)
Если пройти еще немного по ущелью и подняться чуть дальше - коньячный завод Арарат.
Можно пройти по ступенькам вверх сразу после того, как заканчивается Детская железная дорога, и выйти прямо к музею Параджанова.
У ереванского ущелья огромный потенциал. Сюда бы парк с современным дизайном.. А если ещё старый район Конд, который тут неподалеку, частично отреставрировать...
Ну, может быть, когда-нибудь, что-нибудь такое и произойдет...
И вместо грандиозной заброшки, Разданское ущелье станет грандиозной достопримечательностью. Было бы здорово...
Интересно, какие планы у города на это место?
Армения. Какая она вообще? Посмотреть оглавление статей об Армении.