Проводник поезда (пассажирских вагонов) — профессия для тех, кто любит путешествия и новизну ярких впечатлений. Постоянная смена пейзажей за окном, калейдоскоп новых лиц, общение с самыми разными людьми — такова внешняя сторона работы проводника, которую
Плюсы и минусы профессииВажные качестваГде учитьсяЗарплата на 20.11.2019
Проводник поезда (пассажирских вагонов) — администратор вагона, он обеспечивает комфортное путешествие пассажирам. Профессия подходит общительным, коммуникабельным и физически крепким людям. Зарплата в России колеблется в диапазоне от 15000 до 45000 рублей. Высшее образование не обязательно, достаточно получить средне-техническое образование или окончить курсы. У проводника есть возможность карьерного роста. Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Постоянная смена пейзажей за окном, калейдоскоп новых лиц, общение с самыми разными людьми — такова внешняя сторона работы проводника, которую называют романтикой большой дороги.
А внутренний смысл работы проводника — обеспечить максимальный комфорт пассажирам вагона. Образно говоря, проводник — это «маленький хозяин большого вагона», населенного людьми, постоянно меняющимися по пути следования поезда. Кроме того, проводник работает с техническим оборудованием вагона: водоснабжением, отоплением, электроснабжением, вентиляцией, а также поддерживает санитарную чистоту в вагоне.
Профессия проводника чрезвычайно востребована и проблем с трудоустройством молодых специалистов не возникает. Учебные заведения по договорам с вагонными участками сразу направляют выпускников в маршруты в паре с опытным проводником.
Все рейсы условно делятся на местные (время в пути до одних суток) и дальнего следования (время в пути более суток).
Особенности профессии
Работа проводника осуществляется не только в пути, а начинается за несколько часов до отправления поезда:
- участие в планерке и инструктаже;
- получение постельного белья, моющих средств, чая, сахара, кофе;
- уборка вагона.
В пути следования проводник:
- размещает пассажиров согласно билетам;
- контролирует и обеспечивает исправную работу освещения, отопления, вентиляции, электрооборудования;
- обеспечивает пассажиров постельным бельём, чаем;
- оповещает пассажиров о прибытии поезда на станции и времени стоянки;
- оказывает в случае необходимости первую медицинскую помощь;
- выполняет влажную и сухую уборку вагона по специальному графику;
- в международных поездах оформляет дорожную ведомость и таможенную декларацию;
- при работе в последнем вагоне контролирует состояние хвостовых сигнальных фонарей.
Все многочисленные обязанности на всевозможные случаи подробно описаны в Должностной инструкции проводника пассажирских вагонов.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Постоянная востребованность профессии
- Достаточно высокая оплата труда на фирменных поездах и определенных направлениях в период массовых перевозок
- Профессия не имеет возрастного ценза, проводниками работают и люди после пенсионного возраста, если позволяет здоровье
- Бесплатный проезд в железнодорожном транспорте и другие льготы.
Минусы
- Разъездной характер работы
- Высокий уровень травматизма на железной дороге
- Переизбыток общения с разными типами людей
- Высокая ответственность за людей+материальная ответственность
- Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику
- Нехватка времени на отдых
- Плохие условия работы на старых поездах устаревшего парка подвижного состава
Место работы
ОАО «РЖД», международные железные дороги, метрополитен, предприятия транспорта.
Важные качества
- ответственность, пунктуальность и организованность
- умение работать в команде, коммуникабельность
- быстрая и точная реакция
- умение работать самостоятельно при минимальном контроле
- способность принимать взвешенные и ответственные решения
- аккуратность в работе в документацией
- умение анализировать и систематизировать информацию
- умение находить нестандартные решения в цейтноте
- крепкое физическое здоровье
Обучение на проводника поезда (пассажирских вагонов)
Проводником пассажирского вагона может стать любой совершеннолетний человек, окончивший специальные курсы проводников. Кроме того, к проводникам предъявляются высокие требования к состоянию их здоровья: необходимо пройти специальную медкомиссию.
Курсы
Курсы проводников пассажирских вагонов проводятся каждый год на протяжении 16 лет. Набор на курсы открывается в начале каждого года, в январе месяце, и продолжается вплоть до мая. Сам процесс обучения начинается по мере формирования групп и прохождения соискателями медицинской комиссии в железнодорожной поликлинике. После того как в группе набирается 50 человек, прошедших медицинский осмотр, она (группа) начинает свое обучение на курсах проводников пассажирских вагонов. Длительность курсов составляет примерно по времени 1,5 — 2 месяца. Занятия проводятся каждый день. С 9-11 до 16-18 часов в зависимости от составленного расписания. Курсы проводников поезда являются бесплатными и проводятся на средства железной дороги.
Оплата труда
Зарплата на 20.11.2019
Россия
Москва
Заработная плата проводника зависит от количества накатанных часов за месяц. Кроме оклада начисляются премиальные надбавки, районные коэффициенты и другие бонусы. Зарплата проводников также зависит от сезона, типа поезда: в осенне-зимний период зарплата составляет от 15 тысяч рублей, летом — до 25 тысяч рублей в связи с увеличением пассажиропотока. В фирменных поездах зарплата выше, чем в обычных.
Каждые 5 лет непрерывной работы выдают премию за преданность компании в размере 3-4 окладов. При выходе на пенсию со стажем работы 20 лет и более за проводником сохраняется право на одноразовый проезд по всей сети железных дорог и дачный билет на пригородные поезда в 150 км от места жительства.
Кроме того, проводникам ежегодно выделяются бесплатные или частично оплаченные путевки в санатории и летние лагеря для детей. Проводники бесплатно обслуживаются в клиниках для работников железнодорожного транспорта. В случае серьезных заболеваний предприятие несет расходы по лечению.
Ступеньки карьеры и перспективы
Карьерный рост возможен по следующим ступеням: начальная позиция — проводник местных поездов, следующая ступень — проводник поездов дальнего следования; высшая позиция — проводник фирменных составов. В фирменных поездах более комфортные условия работы и выше оплата труда, красивая форма и интересный контингент пассажиров (знаменитости из разных сфер). Чтобы стать проводником фирменного поезда необходимо отработать на обычных поездах не меньше 1 года, зарекомендовать себя как хорошего работника, затем пройти курсы повышения квалификации.
Отработав 2-3 года проводником на поездах дальнего следования, получив средне-техническое или высшее образование в профильных учебных заведениях по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» и окончив курсы ЛНП, проводник может стать начальником поезда. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник смены, начальник поезда.