Одна из самых частых жалоб, которую я слышу от окружающих меня людей это то, что они потеряли мотивацию к какому-то делу, за которое по началу принялись с большой долей энтузиазма. Но, столкнувшись с первыми трудностями, или не получая от него той отдачи, которую они ожидали, они разочаровались. Будь это желание заняться бегом, или начать вести собственный блог, примеров может быть множество.
Эти люди прокрастинируют, откладывают дела на потом и никак не могут снова сеть за работу, ожидая прихода той самой «мотивации», тех эмоций, которые были на самых первых этапах.
Сама концепция мотивации настолько распространена в нашей культуре, что, на мой взгляд, несет отрицательный эффект, вместо ожидаемого положительного.
Прежде чем взяться за дело, мы смотрим внутрь себя, стараясь найти тот идеальный настрой, который поможет нам сесть за написание статьи, сделать домашнее задание или пойти в зал на тренировку. И, не находя такого состояния, мы оправдываем себя тем, что «я еще не нашел мотивацию, чтобы это сделать». Такая отговорка облегчает муки совести и вполне положительно принимается современным обществом. Поиск мотивации тесно связан с проблемой прокрастинации. Чем больше мы ждем особого настроя, тем больше прокрастинируем, выбиваемся из планируемого графика и тем самым еще больше отдаляем себя от цели.
Я считаю, что надо задаваться вопросом не «где мне найти мотивацию», а «как продолжать работать, даже когда нет нужного настроя». Это именно то, что отличает любителя от профессионала – умение работать в не зависимости от своего душевного состояния и тренируется дисциплиной. Дисциплина, как и внимание или концентрация - это мышца, чем больше вы ее тренируете, тем более дисциплинированным вы становитесь, тем легче получается следовать намеченному плану.
Так же как и в спорте, здесь главное правильно распределить нагрузку на начальных этапах – ведь, если вы хотите пробежать марафон, и при этом вы никогда не бегали, вы же не побежите сразу на следующий день 20 километров? Это просто невозможно физически. Вы начнете с одного километра, потом прибавите через неделю еще и т.д.
Наш мозг устроен так, что он выделяет гормон радости дофамин при завершении нами каких-то целей или задач, не важно большие они или маленькие. Поэтому, при планировании чего-то глобального и сложного, важно создавать побольше микроцелей, например, прежде чем начать бегать вы должны определиться с местом для тренировок, экипировкой, временем. Затем, на следующий день просто пройтись по этому маршруту и проверить точно ли он подходит для занятий. Убрав все эти неопределенности, вы, во-первых гораздо увереннее выйдете на свою первую пробежку, а во-вторых, уже запустили в мозге каскад химических положительных реакций от выполненных микроцелей.
Эти шаги и есть секрет поддержания мотивации на выполнении долгосрочных задач. Мы не ищем мотиввацию, мы сами ее создаем. Каждый тренировочный день – ваша микроцель. Пробежав запланированное расстояние, вы выполнили цель и получили вознаграждение в виде дофамина, что даст вам ощущение счастья и желания двигаться дальше.
Любой маленький шажочек всегда лучше, чем солидный шаг, который вы хотите совершить, но никак не можете и откладываете на потом. Не бойтесь дробить цель на маленькие подцели.
Поэтому, когда в следующий раз вы будете думать о том, что «вам не хватает мотивации, чтобы что-то начать/сделать/довести до конца», замените эту фразу на «мне не хватает дисциплины». В этот момент вы из пассажира превращаетесь в водителя, потому что мотивация это нечто внешнее, чего мы ждем, а дисциплина, это то, что мы полностью контролируем.
Хочу напоследок привести пример из своей жизни. В детстве, помимо обычной общеобразовательной школы, я ходила в музыкальную на занятия по фортепиано. Музыкальная школа – дело серьезное, ведь для того чтобы пройти полный курс, научиться неплохо играть и получить диплом надо около 7 лет. По моим наблюдениям, чаще всего дети в школе бросали занятия на 3-4 год обучения, мотивируя тем, что им «разонравилось». Этот период 3-4 года действительно психологически самый сложный – эффекта новизны и радости от первых успехов уже нет, при этом многое еще не получается в силу недостаточного опыта. А вокруг много соблазнов – смотреть дома телевизор вместо хождения на занятия, бегать с ребятами на улице. В большинстве случаев не хватает не мотивации, а дисциплины. Я, не смотря на сильно желание учиться играть в первые годы, тоже захотела все бросить на середине пути. И очень благодарна моей маме, которая настояла на продолжении обучения. Она помогла мне разгрузить расписание, выделить больше времени для отдыха, но при этом упорно заставляла меня заниматься «через нехочу».
Это «через нехочу» и есть главная идея моей сегодняшней статьи. Да, иногда, чтобы достигнуть желанной цели, надо переступать через себя и заставлять что-то делать. А положительные эмоции и вознаграждение обязательно придут после. Когда прошел тот сложный год в музыкальной школе, я снова почувствовала желание учиться и завершить начатое до конца. Хоть моя нынешняя профессия и не связана с музыкой, музыка для меня настоящая отдушина. Я часто с большим удовольствием сажусь за инструмент и каждый раз благодарна маме, думая о том, как много я бы потеряла, если бы тогда сдалась.