Первая серийная 1400 килограммовая немецкая бомба скольжения «FX-1400» нанесла тяжёлые повреждения крейсеру «USS Savannah» в Средиземном море. Этот, уже не первый, мощный и неожиданный удар был нанесён по совершенно неготовому к атаке кораблю. До момента взрыва, в зоне видимости, не было видно ни одного самолёта противника.
Новой реальностью стало оружие, приводящее к катастрофическим разрушениям, сбрасываемое с упреждением, задолго до подхода к цели. «Хитрые» бомбы были предшественниками GPS-управляемых боеприпасов. Уже в 1943 году применение этого оружия доказало его эффективность.
9 сентября 1943 года
Бомбы никогда не падают перпендикулярно земле. Они следуют по более или менее крутой траектории, в зависимости от скорости машины, высоты полета и сопротивления воздуха. Идея Крамера: за счет аэродинамических поверхностей, продлить время полета бомб и обеспечить значительно более ранний их сброс. Это знали пилоты крыла средних и тяжёлых бомбардировщиков люфтваффе 100.
Но это было неизвестно эскадре Королевского военно-морского флота Италии (Regia Marina), покинувшей свою базу в Ла Специи. Целью похода была британская база Мальта, где корабли должны были быть интернированы. Король Виктор-Эммануил III объявил о капитуляции Италии. Германия не могла допустить чтобы три самых современных корабля Аппенинского полуострова «Рома», «Италия» и «Витторио Венето» усилили антигитлеровскую коалицию.
Выполняя приказ командования второй авиационной дивизии майор Бернхард Йопе вёл в атаку на корабли макаронников группу «Dornier-217K-2».
Bernhard Jope. На его счету был морской лайнер «Императрица Британии», (42 348 брт). В октябре 1940 года двумя точными попаданиями авиационных бомб он нанес судну тяжелейшие повреждения. Обездвиженный корабль добила германская субмарина.
В статистике побед, у потопленных кораблей ВМФ указывается водоизмещение, у транспортников тоннаж (сокр. брт), т.е. вместимость.
Три «Дорнье» сбросили груз и продолжали вести бомбы следуя по их курсу за флагманским линкором «Рома». Судя по белой кильватерной струе, показавшей резкий поворот, на корабле успели увидеть приближающиеся бомбардировщики.
При обычной бомбардировке поворот, уменьшивший площадь вероятного попадания, мог спасти корабль от поражения, но «ФрицХ», с самолёта Генриха Шметца насквозь прошил закаленную обшивку палубы кормы и днище корабля, детонатор не сработал.
Heinrich Schmetz. Один из испытателей «ФрицХ». Подписывайтесь, найдёте информацию в следующих публикациях.
Приговором для «Рима» стало второе попадание «ФрицХ». Бомба с «Дорнье» капитана Йопе взорвалась в одном из артиллерийских погребов. Один из трёх линкоров, лично заказанных Бенито Муссолини, очень быстро ушёл на дно.
Она ударила точно во вперёдсмотрящего, между командным мостиком и средней артиллерийской башней, 1500-тонная махина которой была сорвана с кронштейна, вместе с тремя 15-дюймовыми трубами орудий. За взрывом «ФрицХ» последовал другой.
Сто тонн зарядов и снарядов передней патронной камеры разорвали корпус корабля. Два других линкора «Италия», с повреждениями, и «Витторио Венето», отделавшийся только испугом, спешно бежали, чтобы не стать мишенями таинственного оружия.
Флагманский линкор «Roma». Водоизмещение 45 963 т. Спаслось менее 600 человек, примерно 30% экипажа. На момент гибели корабль прошел всего 3000 морских миль.
Скорость в 30 узлов линкор «Рома» получил благодаря использованию тонкой брони, что делало все корабли этого типа менее защищёнными от крупных линкоров и мощных боеприпасов, сброшенных с самолётов. При этом на нём была установлена инновационная система противоторпедной защиты с 40 мм бронёй дополнительного корпуса, ниже ватерлинии. 15-ти дюймовое пространство между корпусами было заполнено жидкостью.
«ФрицХ» оставалось грозным оружием люфтваффе до конца войны и применялось против кораблей, мостов и других точечных целей. Тайну бомбы сохранить не смогли. Экземпляры, в упаковке, были получены при освобождении авиабазы в Италии, в конце сентября 1943. В рамках подготовки операции по высадке союзных войск в Нормандии против управляемых авиабомб были разработаны меры по подавлению радиосигнала. Это дало толчок развитию другого вида оружия.
Немецкие авиабомбы по своей точности (30%) намного превосходили бескрылые аналоги американцев (5%). При применении 459 штук своих боеприпасов янки смогли разрушить 27 мостов. Для развития этой программы, после войны, в рамках «Операции Paperclip», ссылку оставлю внизу, автор и изобретатель этого вида оружия Макс Крамер был вывезен в США.
Статья об «Операции Paperclip» по этой ссылке: