Мой выбор этой книги во многом связан с личностью автора – клинического психолога, многодетной мамы, педагога, кандидата психологических наук. Хотелось перенять всю компетенцию женщины, обладающей огромным личным опытом в воспитании своих детей, экспериментальным багажом на примере других семей, а также теоретической базой в области детской психологии.
В книге рассматриваются основные вопросы воспитания девочек, особенности их психологического развития, типичные сложности взаимодействия с девочками разных возрастов и советы по преодолению этих сложностей. Книга написана легким, понятным языком. Элементы возрастной психологии адаптированы для понимания простого читателя. Во многом это является преимуществом книги, которая скорее похожа на разговор с подругой, чем на лекцию о воспитании.
Однако, местами раздражает банальность высказываний автора, и их изобилие на каждой странице в виде советов: Например: «На самом деле то, что маленький ребенок плачет при разлуке с матерью, совершенно нормально и говорит о привязанности к маме, абсолютно естественной в таком возрасте…» А что есть другие варианты трактовки детского плача в таких ситуациях? Или вот еще: «Как мы не хотелось папе и маме иного, дочь вырастает и живет свою жизнь для себя, совершая свои собственные поступки, принимая свои собственные решения…».
Предполагаю, книга Милейко найдет своего читателя. Несмотря на общее нейтральное отношение к ее труду, два момента меня все-таки взбудоражили. Цитирую: «если к двум годам ваша малышка совсем не заговорила или произносит только отдельные слова – это повод бить тревогу и срочно обращаться за очной консультацией к группе специалистов: неврологу, логопеду, психологу, психиатру и дефектологу. Может быть, вас успокоят, – именно этого я вам желаю. Но может быть, у вас «речевая» девочка, то есть такая, которой по каким-то причинам нужна помощь в освоении речи». На мой взгляд, не стоит давать подобные рекомендации в книгах по воспитанию. Вы понимаете, какое количество мам сейчас повело своих двухлеток к врачам? Как вы думаете, показала ли я свою девочку неврологу? Да, даже двум.
И второй, менее волнительный, но более полезный: «Наказания должны соотноситься с возрастом и интеллектом ребенка». Прописная истина, но как часто мы о ней забываем. Речь о том, что бессмысленно запугивать двухлетку за изрисованные обои тем, что все карандаши будут убраны. Поверьте, ребенок этого и не заметит. Эффективней будет вместе с ним оттирать обои вместо обещанной игры в прятки.
Кстати у автора есть аналогичное издание про воспитание мальчиков – «Ваш мальчик - больше любви, меньше паники. Как не сойти с ума, воспитывая сына». Его обязательно НЕ прочту, когда понадобится…